9.
И здесь начинается относительно новая история Арада – израильский период эпохи Первого Храма.
В израильское время древний Арад почти на протяжении 500 лет служил южным бастионом, охранявшим центральные районы от набегов кочевников. Здесь, на краю пустыни, откуда волна за волной шли адомиты, моавитяне, амалекитяне – стояли прифронтовые крепости.
10.
Уже позднее, во времена Рима, здесь проходил “Лимэс” – линия укреплений на границе Империи. Окруженная каменными стенами цитадель стоит на вершине холма.
11.
При раскопках наряду с жилыми постройками Йоханан Ахарони нашел в 1962 году святилище – единственное за пределами Иерусалима, хотя меньшее по размерам, но в точности повторяющее по плану (Исход 20:24-25) Храм Царя Соломона.
12.
Здесь можно видеть двор, алтарь для жертвоприношений, сложенный из камней, небольшие алтари, там воскуряли фимиам, и два «стоячих камня», возможно, был посвящены Яхве и Ашере.
13.
Этот впечатляющий храм пока единственный на сегодняшний день иудейский храм, восстановленный археологами.
14.
Ахарони обнаружил надпись: «ДомЯхве», которая по Уильям Дж. Деверу, возможно, относится к храму в Араде или храму в Иерусалиме.
15.
Под всем этим, внутри холма был найден огромный резервуар для сбора и хранения воды
16.
Также особый интерес представляют найденные здесь черепки с письменами – остраки. Это самое большое в стране собрание надписей той эпохи – их возраст более 2600 лет. Многие надписи представляют переписку командира крепости с центральным правительством в Иерусалиме. Звали его Элияшев, сын Ишияху, и эта фамилия упоминается в Танахе!
17.
Для археологов Танах (он же христианский Ветхий Завет) – практически единственный источник сведений о тех далеких временах, и Книга Книг служит для них путеводителем в раскопках по всему Ближнему Востоку. Эти надписи также интересны в истории развития письменности. Если клинопись и иероглифы, насчитывающие тысячи знаков, возникли раньше, то буквы появились в этой стране (по-видимому, сначала в Ханаане), и затем перешли в виде латинского и греческого письма в Европу. Не случайно в европейских языках есть слово “алфавит” – от семитского “алеф – бэт”.
С вершины цитадели 575 м. над уровнем моря, открывается впечатляющая панорама Арадского плато. У подножия – виноградники, и из местного винограда получают “кабернэ” и “марло”, известные во всей стране.
18.
19.
Тель-Арад известен далеко за пределами Израиля, и не случайно за богатство находок его назвали “Помпеи Бронзового Века”.
20.
Точка на карте
«Камни, камни, камни. Они всегда одни и те же» Те, да не те…
В Израиле глубокая древность зачастую соседствует с сегодняшним днем. Современный Арад появился на свет в 1962 году. Но в 8 км от него находится тот Арад, который несколько раз упоминается в Книге Книг.
В 5000-летнем Тель Арад всего два исторических слоя, однако в них находится единственный «Дом Яхве» — первое когда-либо обнаруженное иудейское святилище в земле Израиля. Тут же была найдена она из самых больших древних каменных «библиотек» — коллекция остраконов.
Слово «тель» означает холм, городище с несколькими культурными слоями. В Тель Араде культурных слоёв два, но они относятся к наиболее древним периодам истории: ханаанский период (2950—2600 гг. до н.э.) и период прихода и присутствия здесь иудеев (с XI в. до н.э.).
Ханаан — простиралсь от Синайской пустыни до границ Сирии и до реки Иордан. Название, означающее “Пурпурная страна”, связано с краской для мантий, которую добывали здесь из особого вида моллюсков. Ханаан был конгломератом городов-государств, которые часто воевали между собой, изредка объединяясь против общего врага.
2.
Ханаанеяне – семитский народ, молились многочисленным божествам, главными из которых были Баал (Ваал) – бог дождя, бурь и войны и его жена Астарта-богиня любви. В храмах устраивались священные оргии с человеческими жертвоприношениями. Такие обряды были характерны для язычников.
О древнем Араде знали из Библии, но лишь раскопки, проведенные в этих местах в 60-х годах сделали возможным знакомство с бытом ханаанеян, живших здесь 5000 лет назад, в эпоху, которую историки называют Ранним Бронзовым веком.
3.
В городе, расположенном на перекрестке торговых путей, окруженном высокими стенами с башнями, жили 2500-3000 жителей. Процветала экономика – шла оживленная торговля с Египтом и с другими городами Ханаана. Здесь занимались различными ремеслами и сельским хозяйством – в найденных кувшинах сохранились обугленные зерна пшеницы, ячменя и других культур, пролежавшие в земле тысячи лет. Был найден череп со следами трепанации – т. е. проводились даже нейрохирургические операции – за 3000 лет до н.э.!
4.
В этом полупустынном районе, где выпадает в год 170 мм осадков, существование человека зависит от его способности сохранить воду. Город мог существовать, так как ханаанеяне выяснили, что местные скальные породы не пропускают воду. В центре древнего Арада был выкопан большой бассейн, куда стекала вода в период дождей по канавам, проложенным вдоль улиц. Бассейн тщательно охранялся.
5.
6.
Горожане жили в домах, характерных для той эпохи, которые археологи так и называют -“арадские дома”. Здесь было городское управление, имелись общественные учреждения, дворцы, храмы, а также склады и лавки.
7.
Это место несколько раз упоминается в ТАНАХе. Двенадцать племен шли долгим путем через Синай в район нынешнего Эйлата и затем двинулись на север. Первый город на их пути в Землю Обетованную был Арад, но местный царек во главе отборного войска отбил эту атаку.
8.
“Царь Арада, ханаанеянин, который жил на юге, услышал, что Израиль выслал шпионов, тогда он пошел воевать против Израиля и взял пленных… Израильтяне, потерпев неудачу, должны были отступить, двинулись через восточное побережье Мертвого моря дальше на север, и вошли в страну, захватив Иерихон”.
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.