Впервые поселение Ткоа (Текоа, Тука) упоминается в книга Иисуса Навина. Тогда Текоа был одним из важнейших городов в горной части Иудеи, захваченной евреями. Его удачное расположение на дороге, проходящей по восточным склонам Иудейских гор послужило быстрому развитию.
2.
3.
Ткоа упоминается на стелах египетского фараона Шишака (Шешонка), совершавшего походы в Израиль и захватывавшего здесь города. Во времена Реховоама – X век до нашей эры — город стал важнейшей военной крепостью. Здесь — родина пророка Амоса, который был пастухом, но «Г-сподь взял его от овец». Упоминается Ткоа и римским христианским историком Евсевием, написавшим в IV веке свой фундаментальный труд «Ономастикон»
4.
5.
В библейские времена местные жители занимались обработкой знаменитого иерусалимского камня, строительством и сельским хозяйством. Жители Ткоа участвовали в восстановлении Второго Храма во времена возвращения евреев из вавилонского галута. Упоминается в войнах Йонатана Хасмонея как одно из мест битв за независимость Израиля.
6.
В римско-византийские времена и во время Иудейской Войны Ткоа, по свидетельству Иосифа Флавия, являлся крупнейшим в стране производителем зерновых культур, в том числе пшеницы. Здесь действовали и воевали и Шимон Бар-Гиора и Бар-Кохба.
7.
8.
Ну, а до всего этого сюда пришел самый крутой монах всех времен и народов.
9.
Харитон был родом из Иконии (Малая Азия). В своём родном городе пострадал во время гонений на христиан при императоре Аврелиан. Вот так описываются мучения преподобного: «Святого же так били по всему телу, что видны были и внутренности его; ибо мясо отпадало от костей, кровь лилась рекою, и всё тело стало сплошною язвою».
10.
После длительных мучений Харитона заключили в темницу откуда он был освобождён в правление императора Тацита. Получив свободу, он отправился в паломничество на Святую землю.
11.
В долине Нахаль Прат (Фара), или по-арабски Вади Кельт, что в окрестностях Иерусалима на Харитона «…напали разбойники и отвели его в свою пещеру, которая была их притоном. Когда разбойники сели за свою трапезу, они не заметили, как в их бочку с вином заползла змея, отравив своим ядом все, что там содержалось, и, напившись отравленного вина, вся их банда отправилась в мир иной. В пещере выжил один Харитон, который так и остался здесь, чтобы служить Господу жизнью отшельника»
12.
Вскоре у него появились последователи и в том месте образовалась Фаранская лавра, ставшая первой монашеской обителью в Иудейской пустыне.
13.
Харитон, основав первую лавру покидает ее в поисках уединения. Известно, что покидая свой «первый дом на святой земле» он оставил своим ученикам правила, своего рода устав, относительно пищи, псалмопения и других сторон жизни. В частности инокам даются советы есть только раз в день вечером, — хлеб, соль и воду, требование неотлучного пребывания в монастыре и гостеприимства.
14.
Поиски приводят Харитона на вершину Горы Искушения (Сорокадневной), что над Иерихоном, где он и селится в одной из пещер. А в 340-м году здесь образовывается лавра Дука.
15.
В 345 году Харитон покидает и эту лавру и находит себе место в пещере на скалах ущелья близ Фекои (Текоа), которое и по сей день арабы называют его именем Вади Харитон.
16.
17.
В ущелье Ткоа есть две пещеры, названные в честь монаха.
18.
Первая пещера Харитона — вторая по величине пещера в Израиле. Легенда утверждает, что в ней жил сам святой, а до того именно там прятался от царя Саула будущий царь Давид.
19.
Это вторая по длине (после Мальхам) пещера в Израиле — 3450 метров. Ее исследования начались в 1853 году Титусом Тоблером. Он описал найденные там надписи на арабском, иврите и греческом, остатки гробниц, водопровод и водосборник в нижней части пещеры. Через 20 лет Кондор и Дрейк из PEF составили вполне точную и подробную карту, однако только небольшой части пещер. В 1965 году немецкая экспедиция составила новую карту, в этот раз более полную, однако содержащую немало ошибочных направлений. Недовольные точностью немецкой карты, группа добровольцев от общества охраны природы в 1969 начала составление плана пещер. Через 2 года карта была готова, ей пользуются и по сей день.
20.
21.
Однако ученые установили, что Харитон никогда не жил в пещере Харитон и она никогда не служила пристанищем человеку.
22.
Преподобный жил в соседней небольшой трехъярусной пещере, именуемой по арабски «Маджарат аль-Мишмаш». В ней сохранились следы источника, описываемого в житии Харитона.
23.
24.
25.
Поселившись в пещере ущелья Ткоа Харитон основывает третью Суккийскую лавру, или просто Сукка (Сукка по-сирийски означает шалаш), Сикс. В греческом варианте она называется — «Старая (Ветхая) лавра»
26.
Рассказывают, что на горе, где поселился святой, не было воды. Не желая, чтобы кто из братии трудился носить ему наверх воду, раб Христов обратился с молитвою к Богу, – и из камня потек источник, из которого он и утолял свою жажду.
27.
Расцвет Суккийской лавры приходится на V-VI века. Дальнейшая ее судьба мало известна. Но если судить по свидетельству Даниила в его “Хождении”, то, во всяком случае, в 12-м столетии она еще существовала: “И есть на полудне лиць от Вифлеема монастырь святого Харитона, на той же реце Афамьстей, и есть близь моря Содомскаго, в горах каменных; и пустыни около его. Гроздно и безводно есть место то, и сухо; есть под ним дебрь камена и страшна зело; около был весь градом отделан, посреде же града того есть 2 церкви…”.
28.
Напомню, термин «лавра» — греческий, и в буквальном переводе означает «тропинка», «проход». Лаврами называются монастыри, в которых монахи жили, молились и трудились каждый в своей келье по отдельности, и лишь по субботам и воскресениям встречались на совместную молитву, а также для того, чтобы запастись едой и сырьем для недельной работы.
29.
Преподобный остался жить в Суккийской лавре, но желая умереть на месте начала своих отшельнических подвигов, вернулся в Фаранскую лавру где скончался около 350 года. Погребён он в церкви, построенной на месте пещеры разбойников.
30.
Арабы считают, что Суккийская лавра была разрушена водным потоком после сильных дождей, но на самом деле монастырь был уничтожен персами в 614 г.
31.
32.
Прямо под развалинами лавры находится водосборник, называемый арабами Бир эль-Анзие или Козий. Водосборник являет собой мощное здание разделенное на два перекрытых цилиндрическими сводами «нефа». Нефы отделены друг от друга толстой стеной, прорезанной тремя арками.
33, 34
Водосборник явно более ранней постройки, нежели сама лавра, и первоначально, вероятно имел другое предназначение, но какое — неясно. Затем монахи приспособили это сооружение под водосборник, украсив изнутри восточные торцы обоих «нефов» крестами в орнаментальной круглой окантовке.
35.
36.
Северный крест сохранился плохо, южный получше. Многовековые отложения пересыхавшей летом воды накапливавшейся в водосборнике в дождливые сезоны, полностью покрыли рукотворный пол помещения, подняв его примерно на метр, что видно если посветить фонариком в образовавшиеся при пересыхании трещины.
37.
После того, как лавра была разрушена, место стало снова безлюдным. Лишь иногда здесь останавливались бедуинские племена.
38.
В следующий раз эти пещеры использовались как убежище жителями Ткоа в 1139 году. После того, как значительная часть сил крестоносцев передислоцировалась в Гил’ад из Ткоа, на последний напали бедуинские племена и жителям пришлось прятаться в пещерах. Позже, срочно высланный отряд из Иерусалима отбил город у бедуинов.
39.
Раскопки в районе Надаль Ткоа вела группа под руководством профессора Изхара Хиршфельда, исследователя монастырей в Иудейской пустыне, монастырей-общин (колумбиумов). Именно он нашел в Скитополисе (Бейт-Шеане) записи некого Кириулиса о Харитоне, основателя первого монастыря на нынешней территории Израиля, еще в 30-е годы 4 века. Харитон – личность примечательная, едва ли не первый монах-паломник, пришедший в Палестину из Малой Азии поклониться святым местам и сумевший отбиться от разбойников.
40.
К сожаление современная история оставила на этом месте свой печальный след. У возле этих пещер были забиты до смерти камнями два еврейских мальчика. Это сделали арабы из соседней деревни во время последней антифады в мае 2001 года.
41.
42.
Источники: и раз и два и три и четыре и пять и шесть
В ущелье Ткоа находится вторая по величине пещера Израиля, двухэтажная пещера самого знаменитого монаха и развалины третьей и последней лавры, основанной все тем же знаменитым монахом.
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.