Когда возникло Государство Израиль, одним из его принципов стал принцип «плавильного котла» — дабы из множества самых разных, порой кажущихся несочетаемыми, ингредиентов создать новый народ — израильтян. Нельзя сказать, чтобы эта цель была достигнута на 100 процентов, но новый народ всё-таки появился; наполовину сплав, наполовину «овощной салат», где все составные части вроде и вместе, но каждая из них всё равно особенна. И когда немного обживаешься среди этого народа, то начинаешь видеть эти ингредиенты — различать их по акценту, внешнему виду, манерам; и тогда понимаешь, что израильтяне — это огромное количество самых разных культур и корней.
Увидеть Израиль можно и через социальные сети
Нам повезло, и мы уже более или менее близко знакомились с самыми необычными и выделяющимися «ингредиентами» нынешнего израильского общества — самаритянами, друзами, черкесами… И вот в один прекрасный день мы познакомились с ещё одной группой, о которой, к стыду нашему, до этого даже не слышали — с «субботниками».
Хотя, возможно, что стыдиться тут особенно нечего. И на то есть несколько причин: во-первых, о субботниках вообще немногие знают, практически никто о них не пишет и не изучает на научном уровне, а во-вторых, на протяжении долгого времени они сами тщательно скрывали правду о себе. Смело и открыто говорить о том, что они потомки субботников, стало только четвёртое поколение, яркая представительница которого Эстер Шмуэли (в «оригинале» Протопопова) — правнучка четы субботников, приехавших в Палестину в самом начале ХХ века.
К ней в гости, в гостеприимный дом в посёлке Илания (Саджера) мы и наведались; там и услышали всё то, о чём и попытаемся вам тут рассказать.
Первые упоминания о секте субботников, называемых так же — официально и неофициально — «жидовствующими», появились ещё в начале XVIII века. Первыми официально зарегистрированными субботниками стали помещичьи крестьяне, по какой-то причине отказавшиеся от некоторых догм православной церкви и начавшие соблюдать законы иудаизма, главным из которых является строгое соблюдение субботы (шаббата). Эта секта откололась от традиционного православного христианского учения, и сектанты требовали доказательств того, что именно воскресенье, а не суббота, является святым днём. В основе вероучения субботников лежал Ветхий Завет, в котором их привлекали запрет на пожизненное рабство, идея единобожия (а не Троицы), отрицание «кумиров» (икон); они считали Иисуса не сыном Божьим, а одним из пророков; всё это в совокупности привело к тому, что официальная церковь стала считать их еретиками.
На субботников были гонения в течение многих десятков лет; их разоблачали и ссылали на Кавказ и в Сибирь. Некоторых насильно возвращали в православие, не сломленных забривали в солдаты (к примеру, в Хоперский казачий полк). Субботникам не выдавали паспорта, дабы усложнить им передвижение по России, им запрещали исполнение всех обрядов, не относившихся к христианству: обрезания, бракосочетания и погребения по иудейским обычаям.
Субботникам приходилось скрываться и проводить свои обряды втайне (никого вам это не напоминает?..), но несмотря на это к течению присоединялись всё новые и новые сектанты.
Однако в конце XIX века наступили послабления, и субботники перестали скрывать свою веру, даже получив некоторые гражданские права.
Кроме субботников, в то же примерно время возникла секта «молокан» — её приспешники полностью отказались от мясного (сегодня бы их назвали вегетарианцами), и поскольку вместе с соблюдением субботы они соблюдали и один из принципов еврейского кашрута — не-смешивание мясного и молочного, а так же не-употребление запрещённой в иудаизме свинины, то их поведение и верование были ещё больше похожи на иудаизм.
Но давайте плавно перенесёмся из Воронежской и Кубанской губерний, где жило самое большое количество субботников, к великой Волге, где внезапно среди населения деревень, что между Царицыным и Астраханью, тоже появились субботники, и именно их потомки сегодня живут в посёлках Нижней Галилеи в Израиле.
В селе Солодники Астраханской области жил некий Андрей (Авраам) Куракин, служивший звонарём в местной церкви. Однажды — как он позднее сам рассказывал — он поднялся на колокольню отзвонить к службе, как вдруг почувствовал, что у него отнялись руки. Куракин спустился вниз, пришёл в себя, снова поднялся к колоколу — и снова почувствовал полное онемение рук. И снова сошёл он на землю, подождал, пока руки «оживут» и в третий раз поднялся на колокольню — и снова отнялись его руки.
И Куракин решил, что это не простое совпадение, а знак свыше. Он стал задавать неудобные для церкви вопросы — о святости субботы, например; к нему присоединились другие семьи, которые в один прекрасный момент пришли в церковь, сорвали с себя кресты, бросили в угол иконы — таким образом полностью отрезав себя от прежней веры.
Субботники обратились к местному раввину, попросив научить их догмам иудаизма. Закончив обучение, они полностью прониклись еврейской верой и попросили раввина помочь им пройти «иудаизацию» — то бишь процесс гиюра (каковой процесс долгий и сложный). Раввин — как и положено принципам иудаизма, запрещающего миссионерство — отказал. Ему показалось диким и необъяснимым, что этнические русские и вчера ещё православные христиане хотят стать частью ненавидимого всеми народа, который в те годы по-прежнему подвергался погромам и гонениям и был ущемлён во всех возможных правах.
Однако субботники не отказались от своих планов и поехали аж в Прибалтику, где один литовский раввин таки прислушался к их уговорам и провёл процесс гиюра, превратив христианских сектантов в «геров» — то есть неевреев по Галахе, принявших иудаизм.
Теперь давайте на некоторое время оставим наших новоиспечённых евреев и перенесёмся в подмандатную Палестину конца XIX века. Государства Израиль ещё нет, но евреи — в основном румынские и российско-украинские — понемногу возвращаются в землю предков. Они создают новые поселения-города — как, к примеру, Реховот, Ришон ле-Цион — и при помощи денег барона де Ротшильда стараются развить на этих песчаных, заболоченных, многие века не культивируемых землях сельское хозяйство. Дела, мягко говоря, идут не очень — и земля неприветлива, и опыта недостаточно.
И тогда еврейское движение «Ховавей Цион» («любящие Сион», они же «палестинофилы»), наибольшее число сторонников которого было как раз таки в России и в Румынии, прослышало о так называемых жидовствуюших русских крестьянах. Активисты движения немедленно прибыли в сёла, где жили субботники, в том числе и в село Солодники. Их цель была проста и в чём-то гениальна — палестинофилы совершенно справедливо предположили, что потомственные крестьяне, успешно занимающиеся сельским хозяйством в сложном климате (морозные зимы и засушливые жаркие лета), смогут прижиться на землях Палестины и научить уже живущих там евреев навыкам земледелия.
Кстати, если вам нравится эта статья, то, может быть, вам будут интересны и другие рассказы о моих путешествиях:
Что-нибудь заинтересовало? Вот и чудненько, а я продолжаю повествование. На чём мы остановились?
Активисты Ховавей Цион развили бурную деятельность по агитации и оформлению проездных документов (в том числе и паспортов, цветные ксерокопии которых мы видели в гостях у Эстер), и в 1902 году на землю Эрец-Исраэль ступили члены шести семей из села Солодники — Протопоповы, Нечаевы, Матвеевы, Куракины, Сазоновы и Дубровины.
Семьи субботников расселили по посёлкам Нижней Галилеи, и с тех пор они стали неотъемлемой её частью.
Большая часть семей поселилась в посёлке Илания (название которой происходит от слова «илан» — «дерево»), она же Саджара (на арабском). Своё имя деревня получила от огромного древнего кипариса, растущего на её территории. Именно тут субботники, подобно этому могучему дереву, должны были пускать корни в новую для них землю.
Так началась израильская история субботников, и начало её простым не было.
Во-первых, местные жители искоса поглядывали на странных новых соседей, внешне совершенно не похожих на евреев: светловолосых, высоченных, круглолицых, голубоглазых. Бежавшие в земли предков от российских погромов, евреи Палестины совсем не были рады видеть тут представителей того народа, от которого они натерпелись лишений и страданий; пусть даже представители те соблюдали те же традиции, что и местные евреи.
Поэтому субботники решили скрывать правду о своём происхождении. Часть семей полностью отказалась от русских имён, выбрав себе новые еврейские фамилии либо согласно созвучности с прежними, либо постаравшись перевести их на иврит по смыслу, либо выбрав что-то понравившееся просто так. Именно по этой причине правнучка Ильи (Алика)-Элиягу Протопопова и Марьяны (Мириам) Протопоповой Эстер носит фамилию Шмуэли, потомки семьи Нечаевых — фамилию Эфрони, а потомки семьи Йосефа и Дины Матвеевых — Яакоби.
Однако не все семьи согласились менять фамилии; некоторые настаивали на том, чтобы сохранить их, не стыдиться и даже гордиться ими. Поэтому мы все (израильтяне) как минимум слышали или видели на дорожных указателях по пути в заповедник Хула фамилию «Дубровин» — אחוזת דוברובין.
Так случился раскол внутри самих субботников. Семьи разъехались по разным посёлкам и через какое-то время даже потеряли связь друг с другом — на целых 2-3 поколения.
Что касается земледельческих успехов, то в этом члены Ховавей Цион совершенно не ошиблись — субботники быстро освоились с новыми землями, успешно их обрабатывали и учили азам сельского хозяйства своих соседей.
Когда в Эрец-Исраэль прибыл с визитом барон де Ротшильд, его повезли в деревни субботников (в том числе в Иланию). Он был немало впечатлён их успехами и велел выделить каждой семье 250 дунамов (25 гектаров) сельскохозяйственной земли в аренду на 40 лет, по истечении которых в случае успешной деятельности вся эта земля автоматически переходила в полное владение семьи.
На своём участке семьи субботников строили дома по одному принципу — каменная стена, внутри которой обширный двор, дом, колодец и все хозяйственные постройки, включая хлев.
Калитка в стене делалась узкой как средство защиты от кражи скота: так, чтобы вор смог выйти сам, но не смог вывести корову.
Шли годы и у субботников появлялись дети, рождённые уже на своей новой родине. Среди этой необычной группы людей было принято брать себе и давать детям библейские имена — так появились Сара (Нечаева), Авраам (Куракин), Эстер (Протопопова-Шмуэли).
Второму поколению субботников пришлось непросто — люди всё ещё сторонились их, не признавали за своих, не считали настоящими евреями и категорически возражали против браков с ними. Но молодёжь чаще всего оказывалась настойчивой, и дети геров-субботников строили свои семьи с галахическими евреями.
Эстер рассказывала о том, что Куракин в его преклонные годы говорил о своей мечте — чтобы кровь его детей смешалась с еврейской кровью и чтобы в жилах его потомков текла уже настоящая еврейская кровь — кровь народа, к которому он от всей своей души стремился присоединиться.
Однако не все представители второго поколения субботников разделяли стремления Авраама Куракина. Мало того, что два старших сына Авраама и Сары отказались переходить в иудаизм и остались в России, так ещё и некоторые уже рождённые в Эрец-Исраэль дети, повзрослев, крестились и уезжали в Россию, на землю отцов. Это стало дополнительной причиной того, почему субботники тщательно скрывали правду о своём происхождении даже от своих детей.
Однако время от времени корни первого поколения новых колонистов Эрец-Исраэль давали о себе знать. Эстер рассказала несколько забавных или гротескных случаев. Так, Куракин, бывший церковный звонарь, терпеть не мог слышать, как звонят колокола в монастыре на вершине горы Тавор (Фавор), недалеко от которой он жил. Лишь заслышав первые звуки, он начинал сжимать кулаки и яростно браниться. Как-то ему сказали:
— Авраам, успокойся, что тебе до них? Ты теперь еврей, они христиане, какое тебе дело?
На что Авраам ответил примерно следующее:
— Нет мне до них никакого дела, пусть молятся своему богу; но ведь фальшивят просто безбожно, слушать невозможно!
— Так поднимись к ним и научи, как надо.
— Да чтобы я — и к этим гоям?!.. — ответил Авраам Куракин и сплюнул.
Или, когда барон де Ротшильд приезжал с визитом к одной из семей субботников — а было это событием исключительной важности… примерно как если сегодня Трамп войдёт в двери вашего дома :) — то одна из женщин, не отдавая себе в этом никакого отчёта, глядя на барона широко открытыми глазами, размашисто перекрестилась.
Эстер рассказывала, как однажды набравшись местного вина, Куракин вскочил на лошадь и начал кричать — «Бей жидов, спасай Россию!»; как во время Первой мировой, когда немцы могли вот-вот явиться на земли Эрец-Исраэль (о чём рассказывается в посте о Масаде на горе Кармель), две женщины из субботников сделали из прутьев два креста, рассудив, что неизвестно чей бог «правее», так пусть на всякий случай и кресты дома полежат.
Конечно, со вторым, а потом и третьим поколением субботников такого уже не случалось; сбывалась мечта Авраама Куракина, кровь его потомков и потомков пяти других семей смешивалась с еврейской, дети, зачастую не знавшие о своём истинном происхождении, росли и вырастали полноценными евреями и израильтянами, полностью ассимилировались — и никто бы уже даже не догадался, что их родителями и дедушками-бабушками были этнические русские.
Многие из этих детей и внуков воевали в войнах Израиля; многие пали.
Чтобы не пропустить новые фото и видео рассказы о путешествиях по Израилю и не только подписыватесь на обновления на Телеграм и Youtube каналах.
А также в социальных сетях Facebook и Instagram
Также буду рад подружиться и пообщаться с вами в песочнице у Марика
Возможно, многие удивятся, увидев эти имена в этом рассказе, но.
- мать знаменитого Александра Зайда была из субботников.
- бабушкой отставного генерала-майора полиции Алика (Александра) Рона была «субботница»
- среди предков израильского драматурга Йешуа Соболя были субботники
- долгое время считалось, что начальник Генерального Штаба Израиля Рафаэль Эйтан — внук субботницы (хотя впоследствии это было признано ошибочным утверждением)
- поэт Александр Пен утверждал, что его мать была из субботников; однако это утверждение вызывает разногласия среди исследователей его биографии.
Только к четвёртому поколению правнуки субботников — совершенно не говорящие на русском — стали интересоваться своим происхождением. Они искали старые документы, которых находилось не слишком много (некоторые семьи, стремившиеся уничтожить любые упоминания о своём происхождении, сожгли российские паспорта ещё в первые годы жизни в Палестине), искали потомков Нечаевых, Сазоновых, Дубровиных… иногда находили их едва ли не в двух шагах от своих посёлков; а в 2012 году 25 представителей всех шести семей субботников, включая Эстер и её брата Тувию, поехали в Россию — в деревни, что вдоль течения великой Волги, от нынешнего Волгограда и до Астрахани… в село Солодники.
Эстер показывала нам презентацию, сделанную из фотографий с той поездки — Волгу, село, найденных ими дальних своих родственников — оставшихся в России представителей этих шести семей; а я смотрела и пыталась угадать — что действительно думала и чувствовала она, глядя на покосившиеся дома, полузаброшенные сёла, почти умершее сельское хозяйство, рано постаревших селян, дощатые уличные туалеты, отсутствие водопровода и канализации?… Жалела ли она о выборе своих прадеда и прабабки, чувствовала ли зов крови и корней?
Проездные документы семьи Протопоповых, к счастью, сохранились, и Эстер показала нам их заламинированные цветные ксерокопии. Примечательно, что в графе «вероисповедание» родителей написано «жидовствующие», и только у дочери, рождённой уже после прохождения ими гиюра — «еврейка», и стоит печать с маген-давидом.
Интересный факт: в еврейских древних книгах слово «жидовствующие» (מתיהדים) упоминается в первый — и единственный раз — в «свитке Эстер», который евреи читают каждый год во время праздника Пурим:
ורבים מבני הארץ, מתיהדים כי נפל פחד היהודים, עליהם… (ח יז)
И в каждой области, и в каждом городе, всюду, куда доходило слово царское и указ его, – радость и веселье у Йеудеев, пиршество и праздник.
И многие из народов страны стали Йеудеями, потому что охватил их страх пред Йеудеями
(Часть 8, строфа 17 «Свитка Эстер»)
Четвёртое поколение семей Протопоповых, Нечаевых, Матвеевых, Куракиных, Сазоновых и Дубровиных уже совсем не обязательно занимается сельским хозяйством. Земли, доставшиеся их предкам по истечении 40 лет бытия арендаторами-издольшиками (אריסים), перешли к ним; кто-то продолжил заниматься сельским хозяйством (к примеру, семья Эстер Шмуэли), кто-то их продал и вложил вырученные средства в развитие прочих видов деятельности.
Кстати, если вам нравится эта статья, то, может быть, вам будут интересны и другие рассказы о моих путешествиях:
Что-нибудь заинтересовало? Вот и чудненько, а я продолжаю повествование. На чём мы остановились?
Как рассказала Эстер, продажа земель потомками субботников — это их большая трагедия и глубокий стыд (о которых, кстати, далеко не все из них готовы говорить), поскольку некоторые из них продали свои участки… арабам. Поэтому сейчас, стоит в среде потомков субботников появиться слухам о новых подобных сделках, они всеми средствами пытаются сделать так, чтобы земли не уходили арабам — они убеждают семьи продавцов дождаться покупателей-евреев, или при помощи зарубежных филантропов выкупают эти земли сами.
…А что же с субботниками, не уехавшими в Эрец-Исраэль более века назад?
Они не исчезли; они существовали даже во времена Советской власти. В 1920–21 гг. субботники из селений Озерки, Клеповка, Гвазда, Бутурлиновка, Верхняя Тишанка и др. (Воронежская область) переселились на бывшие помещичьи земли, где образовали два отдельных селения — Ильинка и поселок Высокий. Со временем они полностью признали ортодоксальный иудаизм и отожествили себя с евреями. Жители Ильинки в обязательном порядке даже в годы СССР обрезали мальчиков, соблюдали кашрут в домашних условиях, избегали смешанных браков, соблюдали субботу и еврейские праздники. Совсем не так давно, в 1973-1991 гг, при содействии израильских раввинов, считающих, что «важно не то, что в венах, а то, что в сердце», большинство жителей Ильинки переехало в Израиль, где они живут в довольно закрытой общине в довольно религиозном городе Бейт-Шемеш.
Вот такая удивительная страница из истории и антропологии страны Израиль — маленького Вавилона современности. Надо заметить, что после общения с самаритянами знакомство с субботниками оказалось самым впечатляющим, интригующим и интересным. К сожалению, как уже упоминалось, о них почти ничего не написано (статьи в Википедии не в счёт); на иврите существует единственная книга — ״סובוטניקים״ בגליל («Субботники в Галилее»), которую мы поспешили там же, у Эстер, и купить, а на русском нет и этого.
Поэтому, если вас заинтересовала эта история, поезжайте в красивое село Илания (оно же Саджера),
заходите в гости к Эстер, слушайте её потрясающе интересные рассказы, присматривайтесь к её неожиданно округлому, такому славянскому лицу, ясным синим глазам её и её дочерей (девочек пятого поколения субботников, принимающих самое активное участие в рассказе об их удивительных предках),
пробуйте вина и оливковое масло, созданных руками семьи Шмуэли-Протопоповых
— и вкушайте этого удивительно сладко-терпкого вкуса «овощного салата» под названием «израильтяне».
Расказ написан lyolik_il специально для блога LookAtIsrael.com и основан на:
— повествовании Эстер (вернее, той его части, что удалось сохранить в памяти)
— фактах и именах из книги «Субботники в Галилее»
— некоторых данных из статьи о субботниках в «Электронной еврейской энциклопедии»
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.
1 Comment
На русском существует вполне объемистая библиография о субботниках. Недавно опубликована интересная книга Львова (Спб), немало статей в разных периодических изданиях и пр. Так что утверждение автора о том, что никто не знает о субботниках и что оних ничего не написано, далеко от реальности. Нет никакой необходимости считать, что все также мало эрудированы, как и автор этой заметки. Сама заметка, впрочем, интересна, так как о субботниках, переселившихся в Святую Землю еще в 19в., действительно известно немного. МЧ