Тогда Йокнеам был южной границей владений колена Завулона, одного из колен Израилевых:
«וַיַּעַל הַגּוֹרָל הַשְּׁלִישִׁי, לִבְנֵי זְבוּלֻן לְמִשְׁפְּחֹתָם; וַיְהִי גְּבוּל נַחֲלָתָם, עַד-שָׂרִיד. יא וְעָלָה גְבוּלָם לַיָּמָּה וּמַרְעֲלָה, וּפָגַע בְּדַבָּשֶׁת; וּפָגַע, אֶל-הַנַּחַל, אֲשֶׁר, עַל-פְּנֵי יָקְנְעָם..» (יהושע י»ט, י’-י»א).
«Третий жребий выпал сынам Завулоновым по племенам их, и простирался предел удела их до Сарида;
предел их восходит к морю и Марале и примыкает к Дабешефу и примыкает к потоку, который пред Иокнеамом»
Все израильские «деревни» похожи друг на друга: зелены, уютны, благоустроены — и все по-своему особенны. Их появление могло носить одну и ту же цель, но пути их развития стали отличными друг от друга.
Поэтому у каждой деревни своя история — небольшая, но особенная.
И в очередную нашу прогулку по «Точкам над i» мы с огромным удовольствием и восторгом первооткрывателей гуляли по Йокнеам а-Мошава с Мариной Керман и её мужем Геной.
2.
3.
Свою историю деревня (уж позвольте мне так перевести ивритское слово «мошава», потому что оригинальное «колония» ну никак не вяжется с тем, что мы видели) Йокнеам ведёт с 1935 года, то есть она, как и многие и многие другие израильские населённые пункты, старше самого государства.
4.
5.
В 1934 году Иешуа Ханкин, представляющий сионистскую организацию «Ахшарат а-Ешув», покупает 20,000 дунамов земли у подножия холма Тель Йокнеам, принадлежащих арабским деревням Кири и Камун. Эти наделы были приобретены главным образом у арабского клана Сорсук, проживающего в Ливане.
3200 дунамов были затем проданы «Еврейскому национальном фонду» (קק״ל), и ещё некоторая часть наделов — частным владельцам.
6.
Обычно было принято, что компенсацию бедным феллахам (дехканам, пахарям), потерявшим землю, на которой они работали, при её продаже выплачивают владельцы этой земли, получавшие прибыль от сельскохозяйственной деятельности нанимаемых крестьян; однако в связи с огромной важностью, которую имел для сионистов этот участок земли, денежную компенсацию феллахам выплатила сама организация «Ахшарат а-Ешув».
7.
Большинство феллахов (часть из которых была бедуинами, часть — арабами-мусульманами), охотно забрали деньги и покинули Йокнеам в поисках другого места; однако небольшая часть бывших дехкан остались здесь и всеми силами пытались помешать возникновению еврейского поселения.
8.
Дождливым ненастным вечером 1 декабря 1935 года на место будущего посёлка прибыли 10 пионеров-поселенцев (некоторые из соседнего киббуца Зореа, остальные — владельцы купленных здесь земельных наделов). Ящики, коробки, узлы и прочие пожитки были сброшены в грязь, и мужчины без отлагательств принялись сооружать бараки, в которым первопроходцам предстояло жить.
9.
Второй важной задачей было бурение колодцев.
10.
Первой семьёй, поселившейся в Йокнеаме, было семейство Дойтш, которые прибыли сюда за два года до остальных поселенцев. Смелые первопроходцы жили сначала в палатке, а потом в бараке, построенном возле буровой скважины у подножия горы Кармель. На их долю выпали самые сложные испытания, главным из которых было выживание среди сплошных арабских деревень. Средства к существованию им приносило небольшое придорожное кафе, принимавшее путников, проходивших по Вади Милек.
11.
Накануне приезда в будушее поселение Йокнеам его основатели встретились в офисах организации «Ахшарат а-Ешув» в Хайфе. Они устроили лотерею, в которой разыграли между собой земельные участки.
12.
На следующий день поселенцы прибыли в Йокнеам на грузовике, сбросили с него свои пожитки и построили бараки, в которых и жили в первое время.
13.
Новое поселение было окружено деревнями с враждебно настроенным населением, поэтому пионерам было жизненно необходимо иметь оружие для самообороны. В первую ночь их охранял полицейский-черкес, а потом поселенцам приходилось выкручиваться самостоятельно. Всеми правдами и неправдами один из поселенцев, Авраам Якобсон, достал несколько старых нелегальных пистолетов, которые приходилось тщательно прятать. Через некоторое время йокнеамцам удалось купить 4 охотничьих ружья, которые стали первым законным оружием нового еврейского посёлка.
14.
Для охраны поселения от незваных гостей в 1938 году в Йокнеам была выстроена охранная башня.
15.
Через 50 лет, на юбилей посёлка, башню отреставрировали, сохранив её изначальную форму
16.
Несмотря на все сложности с безопасностью и заработком, поселенцы крепко пустили корни в эту землю, и уже в 1943 году в Йокнеам а-мошава жило 46 семей, 29 из которых занималась сельским хозяйством.
17.
18.
Старый элеватор (зернохранилище) в центре мошавы
19.
Поселенцы избрали местную управленческую комиссию, состоящую из пяти человек, которой, несмотря на то, что она не имела законной власти, все охотно подчинялись. Комиссия установила местные правила и законы, по которым жил посёлок. Например, оплату за воду поселенцы рассчитывали, исходя из количества человек в семье и количества голов скота в хлеву, а не из реального количества потраченной воды.
20.
В задачи комиссии входили забота о внешнем виде посёлка и его благосостоянии, и на постройку каждого нового дома нужно было получать разрешение комиссии.
21.
22.
23.
В июле 1950 года на склонах горы над Йокнеамом возникла так называемая «маабара» — лагерь абсорбции, коих много было в Израиле в 50-е годы прошлого столетия. (Для справки — маабарот стали исчезать к середине 50-х, трансформируясь в «города развития». Последняя маабара была закрыта в 1963 году).
24.
С ростом лагеря и появлением в нём районов и кварталов мошава Йокнеам стала его частью, образовав местный совет. В это время жители посёлка составляли меньшинство населения совета.
Однако в 1967 году поселение отделилось от местного совета, сохранив своё официальное название Йокнеам и статус «мошава» («колония», «поселение»), а местный совет в 2006 году получил статус города, носящий сегодня название Йокнеам-Илит («Верхний Йокнеам»).
25.
26.
Кстати, корни библейского названия «Йокнеам» уходят в Книгу Иисуса Навина (шестую книгу ТАНАХа, Ветхого Завета), и отправляют нас к главе, в которой перечислены цари, убитые самим Иисусом Навиным и народом Израиля:
«מֶלֶךְ קֶדֶשׁ אֶחָד, מֶלֶךְ-יָקְנְעָם לַכַּרְמֶל אֶחָד» (יהושע י»ב כ»ב)
«один царь Кедеса, один царь Иокнеама при Кармиле»
К слову, для христианства земля Завулонова всегда будет иметь особенно высокое значение, как главное место земной деятельности Иисуса Христа. В области колена Завулонова лежали Назарет, Кана Галилейская, Тверия, гора Фавор (Тавор).
Так что же это за деревня такая, Йокнеам, и чем она живёт сегодня, через 80 лет после своего появления?..
Мошава Йокнеам расположена на западе долины Израэль — одной из плодороднейших долин Израиля.
27.
28.
Её основателями стали репатрианты из Европы (или, как их зовут в Израиле, «ашкеназы»), и задумывалась мошава как большое сельскохозяйственное поселение для сотен семей (а точнее — для 520 семей, 120 из которых были репатрианты из Германии).
29.
Однако этим планам не суждено было сбыться, и мошава сохранила свой деревенский уютный характер, оставшись маленьким населённым пунктом со сложившейся общиной, которая на сегодняшний день больше не принимает новых членов (это значит, что в мошаве можно брать жильё в аренду или даже покупать, при этом не становясь частью общины).
30.
Сегодня в Йокнеам а-Мошава проживает порядка 500 семей, 63 из которых держат разнообразные хозяйства. Это скотные дворы, курятники, сельскохозяйственные поля, сады и огороды, на которых выращиваются фрукты и овощи, цветы и теплицы.
31.
32.
Мы заглянули в одно из таких хозяйств, владелец которого занимается производством мёда.
33.
Домик, как из сказки:
34.
А внутри — полный коммунизм :) Мёд можно брать самостоятельно, а деньги за него класть в коробку на столе. И никаких продавцов. И мы почему-то уверены, что случаев обмана тут не случается.
35.
36.
Грамота, вручённая владельцу сего места Пинхасу Нахмани, удостоверяет, что мёд, произведённый в его хозяйстве, занял 1 место в конкурсе пчеловодов в 2005 году.
37.
Это всё тот же домик-магазин, внутреннее его убранство
38.
39.
40.
Мошава управляется местным руководством, избираемым на пять лет.
41. Это, собственно, административное здание посёлка.
Здесь есть всё, что необходимо для жизни: детские сады и школы, отличный бассейн, спортивная площадка, синагога, молодёжный клуб, здание для собраний организации «Цофим» (израильских скаутов) и маленький амфитеатр, где проходят все местные празднества.
42.
43.
К слову, первая школа была открыта в мошаве уже в 1936 году, и включала в себя 2 класса.
44.
Помимо них, в школе было ещё одно помещение для охранников, предоставляемых британской армией. В полу этой комнаты был «схрон», в котором хранилось нелегальное оружие поселенцев.
45.
В семидесятых годах прошлого века здание первой школы служило помещением для собраний «цофим» и библиотекой.
Сегодня здание пустует, но его стены разукрашены керамической мозаикой с фамилиями выпускников местной школы.
46.
47.
Многие фамилии повторяются — всё это поколения тех самых пионеров, мужественных и, наверное, немного отчаянных основателей посёлка.
48.
Несмотря на то, что Йокнеам задумывался как сельскохозяйственное поселение, сегодня далеко не все его жители занимаются именно этим. В посёлке насчитываются более тридцати человек, посвятивших себя искусству.
49.
К примеру, сама Марина — ювелир, и из её рук выходят просто очаровательнейшие вещи. Кроме того, здесь есть люди, создающие одежду, предметы быта, керамику, украшения для дома и сада, картины и многое другое. Время от времени они устраивают День отрытых дверей, и тогда можно приехать в Йокнеам, побродить по дворикам, полюбоваться на красивые вещи и даже купить что-то из них.
50.
51.
Вообще, когда бог одарил талантом и фантазией, то человек может создать нечто из ничего — стоит только задаться такой целью. Например, одна из жительниц Йокнеама сделала в своём дворе импровизированное кафе:
52.
53.
Подумали даже о детях :)
54.
Мы тоже заглянули туда и разжились холодным кофе и вкуснейшим фруктовым льдом
55.
А другая жительница выращивает кактусы — не то для собственного удовольствия, не то на продажу.
56.
Здесь множество самых разных коллекций и галерей — начиная от выставок картин, ювелирных украшений, изделий из дерева, стекла и керамики и до выставки старых тракторов.
Одна из достопримечательностей деревни — «Сад скульптур» Александра Кирзнера. В нём порядка 250 произведений, объединённых тремя главными темами: Холокост, Музыка и Танец.
57.
58.
Здесь можно запросто провести целый день и не соскучиться.
И все жители, кем бы они ни были и чем бы не занимались, любят свой посёлок; это очень заметно, это нельзя не увидеть. Тут чисто, зелено, уютно и тихо.
59.
60.
61.
Они любят свой посёлок и долину, в которой он расположен. Именно по этой причине они категорически протестуют против планов построить в ней ещё один большой аэропорт.
62. «Долина — это мечта, аэропорт — катастрофа!»
Они убеждены в том, что строительство большого международного терминала непоправимо повредит долине.
63. «Натбаг 2 уничтожит долину»
Одним словом, сегодня мошава Йокнеам по праву считается одним из самых особенных мест в Израиле. Она окружена чудесными пейзажами, утопает в зелени и цветах.
64.
65.
Живописная дорожка уводит нас в лес
66.
Этот лес — часть огромной рощи Хуршан, где мы не так давно получали урок езды по бездорожью.
67.
И весь он испещрён пещерами, которые без всяких сомнений когда-то были обитаемы; да и сегодня хранят ясные следы пребывания там человека.
68.
69.
70.
71.
А ещё вдоль дорожек то тут, то там можно увидеть мемориальные плиты с именами людей, сыгравшими немаловажную роль в судьбе Израиля: филантропов, жертвователей и солдат, родившихся здесь и погибших в войнах Израиля.
72.
Именем одного такого погибшего солдата даже назван лесной родник,«Мааян Ами» — в честь парня из соседнего с Йокнеамом киббуца Зореа, который очень любил это место.
73.
Через лес протекает Нахаль Шофет (приток реки Кишон), вода в котором, как утверждается, не иссякает даже летом. Мы пошли искать эту воду.
74.
75. Сначала было не очень…
76. Но потом мы её таки нашли!
77. Кое-где там даже можно было окунуться или просто намочить ноги
А вокруг чудесный лес…
78.
79.
80. С дорожками и тропинками
81.
82. Лавочками
83.
84. С пещерами и внезапно появляющимися старинными постройками
85.
86. И головокружительными видами вокруг…
Вот такая она, израильская деревня. И иногда я мечтаю, что когда-нибудь буду тоже жить в таком месте.
87.
Йокнеам ха-мошава на карте
[map id=»map_i_yokneam» w=»100%» h=»750″ z=15 maptype=»HYBRID» lat=»32.66076″ lon=»35.11367″ kmlautofit=»no» kml=»http://www.google.com/maps/d/u/0/kml?forcekml=1&mid=zPmNBc2cENFk.kiTbY37AUwmY&lid=zPmNBc2cENFk.k00IuhpvC994″ marker=»yes» infowindow=»Йокнеам ха-мошава»]Источники: раз два три четыре пять шесть семь
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.