Как у природы четыре ипостаси: воздух, вода, земля и огонь — так и у евреев четыре святых города, четыре основы, две на севере, две на юге, и небо над ними — как тончайшая ткань хупы, растянутая над Святой землёй…
Сегодня вместе с lyolik_il мы поставим «Точку над i» над самым непостижимым и самым мистическим из четырёх. Это Цфат.
Увидеть Израиль можно и через социальные сети
Согласно легенде, этот город основал сын Ноя после Всемирного потопа. Вознесенный на галилейские холмы почти на километр, выше моря и других городов, Цфат парит на крыльях своей мистичности, святости и тысячелетней истории; и оттуда, сверху, взирает на
море Тивериадское, на море Средиземное и на
гору Хермон…
Возможно, именно его расположение даёт нам ключ к разгадке его названия: «Цфат» от корня «лицпот» — «наблюдать». Отсюда, с высоты, хорошо наблюдать — как за философским течением жизни, так и за врагами….
Что первого, что второго в Цфате было с лихвой.
Первые упоминания о городе можно найти в книге Иосифа Флавия (Йосефа Бен-Матитьягу) «Иудейская война» (II, 20:6). В 66 г. н. э. сей еврейский историк упомянул Цфат в своих трудах как важный укрепленный пункт, крепость зелотов (еврейских повстанцев, поднявших восстание против римского владычества).
Кроме того, благодаря своему расположению, Цфат играл важную роль во времена Второго Храма — когда оповещения о времени наступления нового месяца и праздников передавались по всей стране в виде костров, разжигаемых на высоких холмах. Цфат был одним из мест, где разжигались сигнальные костры.
В VII-XI вв., во времена арабского владычества Цфат был небольшим городом, в котором имелась еврейская община. Евреи Цфата и его окрестностей занимались в основном земледелием и скотоводством.
Укрепления времён Иудейской войны получили вторую жизнь при крестоносцах — после завоевания страны в XI в. Цфат стал важным звеном в системе пограничных укреплений Иерусалимского королевства крестоносцев.
В 1140 г. рыцари Ордена госпитальеров приступили к строительству в Цфате (называемом ими «Сафет») мощных оборонительных сооружений, выбрав для этого развалины ранее построенных евреями укреплений времен Иудейской войны.
Развалины крепости крестоносцев находятся на вершине господствующего над городом холма в парке «а-Мецуда»
В 1170–71 гг. в Цфат приехал раввин Биньямин из наваррского города Туделы. В своём путешествии по Святой земле он останавливался в еврейских общинах, выяснял их численность, записывал имена раввинов, и согласно его воспоминаниям, написанным после путешествия, можно судить, о том что в тот период (после захвата
Иерусалима мусульманами) евреи были изгнаны из Цфата, а их синагоги разрушены.
В декабре 1188 г. курдско-сельджукские войска Салах ад-Дина (Саладина) заняли Цфат. Под их властью в окрестных селениях и в самом городе начала мало-помалу возрождаться еврейская община.
В 1240 г. вся Галилея, включая Цфат, была передана эмиром Дамаска крестоносцам.
Город оказался под контролем Тевтонского ордена, который выкупил в 1220 г. у других христианских орденов права на будущее владение Цфатом, в то время еще находившегося под властью мусульман.
В 1260 г. Бейбарс I объявил договор недействительным из-за того, что христиане осуществляли совместные с Монгольской империей действия против мусульман, и в 1266 г. после тяжелой месячной осады захватил Цфат.
Султан Бейбарс истребил в Цфате христианское тамплиерское население и превратил город в мусульманский, под названием Сафед или Сафат.
Падение Цфата имело огромное стратегическое значение и, по сути, предрешило окончательную ликвидацию государства крестоносцев на Святой земле.
При мамлюках Цфат стал самым центром провинции — крупным городом севера страны. Еврейская община Цфата продолжала расти на всем протяжении XIII в. и в первой половине XIV в.
…Мы гуляли по Цфату осенним днём, начав своё знакомство с ним с…
кладбища.
Это место, заслуживающее отдельного поста, одно из популярнейших мест для паломничества для сотен людей, изучающих Кабалу. Ведь именно на
кладбище Цфата похоронены многие еврейские мудрецы (Ицхак Лурия, рабби Иосеф Каро (автора книги «Шульхан Aрух», свода законов иудаизма), Яаков Берав, рабби Моше Алшех, Шломо Алкабец и другие).
Собственно, Цфат — то самое место для поклонников и знатоков Кабалы, ибо именно в Цфате зародилось это мистически-философское учение.
В начале XIV в. в Цфате поселился испанский каббалист — раввин Шем Тов бен Аврахам Ибн Гаон. В Цфате он написал большинство своих сочинений.
Известный еврейский путешественник рабби Овадия бен Аврахам Бертиноро в своем письме от 1438 г. отмечал, что в Цфате «евреи живут спокойно… однако большинство из них — бедняки, занимающиеся торговлей вразнос по деревням».
Однако с годами Цфат начал развиваться как торговый центр. В конце XV в. в городе жило около 300 еврейских семей (а в Иерусалиме в то же время жило всего около 200 семей), большинство из которых занималось торговлей сельскохозяйственными продуктами — сыром, маслом, фруктами и пряностями.
Важной вехой в истории Цфата стало его включение в мощную Османскую империю (XVI в.)
Переход под власть турков способствовал улучшению экономического положения Цфата и росту его населения. Постепенно город стал крупным торговым и промышленным центром.
Евреи Цфата в значительной степени сосредоточили в своих руках обработку шерсти, красильное дело, производство шелковых тканей. Еврейские купцы от мелкой торговли перешли к крупным международным операциям.
Изменился и этнообщинный состав еврейского населения. Выходцы с Пиренейского полуострова (сефарды) стали преобладающей по численности и влиянию группой. Помимо них в Цфате появились общины выходцев из Италии, Западной и Центральной Европы (ашкеназы). Мусульмане, жившие в Цфате, хотя и назывались арабами, являлись в основном по происхождению курдами (по-видимому, потомками воинов египетского султана Салах ад-Дина).
В Цфате имелась и община
самаритян.
Город весьма и весьма живописен. Светлый камень стен расцвечен ярко-синими дверьми и оконными проёмами. Это не случайно — считается, что синий защищает от дурного глаза.
А эти бесконечные лесенки и узкие переулки, бегущие вверх-вниз?.. Всё-таки город, расположенный на холме, имеет огромное преимущество перед городами долин и равнин — как в плане спорта и физических нагрузок, так и в плане эстетическом.
XVI в. был веком расцвета Цфата. Ни одна из еврейских общин пост-талмудического периода не внесла в это время такого вклада в формирование еврейской культуры, как община Цфата. Раввины города оказали определяющее влияние на развитие еврейской религиозной традиции почти во всех ее областях: Галаха, каббала и мистицизм.
Благодаря хорошему экономическому положению, стабильной политической обстановке, удобному географическому расположению и тому, что в городе находилась крупная еврейская община, Цфат стал притягательным центром для многих выдающихся раввинов, в том числе для изгнанников с Пиренейского полуострова.
Особенно велика роль Цфата как центра развития каббалы.
В 1524 г. сюда приехал рабби Яаков Берав, крупнейший галахический авторитет своего времени. Он основал и возглавил крупнейшую иешиву Цфата.
С 1533 г. и до своей смерти в 1575 г. в Цфате жил рабби Иосеф Каро — каббалист, наиболее выдающийся кодификатор Галахи. Иосеф Каро занимал должность главы раввинского суда Цфата.
Но более всего прочего Цфат привлекал каббалистов тем, что близко от него, у подножья
горы Мерон, находится гробница рабби Шимона бар Иохая, которому предание приписывает авторство книги Зоар (которую он написал — помните? — сидя в пещере в лесах возле
Пкиина).
Начало новой эпохи в развитии не только каббалы и мистицизма, но и всей еврейской духовной традиции связано с именем рабби И. Лурии. Он поселился в Цфате в 1569 г. и в 1570 г. начал преподавать учение тайной мудрости узкому кругу учеников (известны имена примерно 30 его учеников).
Рабби И. Лурия скончался в Цфате и похоронен на городском кладбище. Его могила наряду с могилами других выдающихся раввинов до сих пор служит объектом массового паломничества.
Этот беспрецедентный расцвет духовной жизни, так же, как и прочное экономическое положение, привели к тому, что во второй половине XVI в. Цфат превратился, по выражению рабби И. Каро, в «центр еврейского мира».
Верховный авторитет мудрецов Цфата в вопросах Галахи и каббалы признавался крупнейшими общинами Ближнего Востока и Европы. Как раввины, так и простые евреи обращались в Цфат за решением трудных вопросов.
В 1577 г. уроженец
Праги Элиэзер бен Ицхак Ашкенази основал в Цфате первую в Эрец-Исраэль еврейскую типографию, которая просуществовала там 10 лет.
Однако с последней четверти XVI в. общее политическое и экономическое положение в Османской империи вообще, и в Эрец-Исраэль в частности, стало ухудшаться. Прежние торговые пути, проходившие через район Средиземного моря и Ближнего Востока, стали утрачивать свое значение. Произошло обесценивание денег, центральная власть в Галилее стала постепенно ослабевать.
После захвата в 1573 г. Турцией у Венецианской республики острова Кипр, часть оружия из венецианских арсеналов оказалась проданной арабам Сирии и Эрец-Исраэль, в том числе бедуинским племенам Галилеи. Это привело к резкому увеличению разбойных нападений на дорогах вокруг Цфата, и сильно затруднило и без того пришедшую в упадок международную торговлю.
Производство шерсти, бывшее одной из основ экономики Цфата, пережило глубокий кризис. Несколько лет засухи, особенно засуха 1583 г., нанесли еще один удар экономике Цфата. Ещё одной трагедией для города и окрестностей стало нашествие саранчи, разразились эпидемии (в 1563 г., 1586 г., 1587 г. и 1595 г.). Возрос произвол местной турецкой администрации.
Еврейское население стало покидать город. Богатые купцы перебрались в
Иерусалим,
Хеврон и Дамаск. Крупнейшие раввины Цфата отправились в общины диаспоры за сбором пожертвований.
В 1600 г. община Стамбула отправила в помощь евреям Цфата судно с грузом шерсти для нужд промышленности стоимостью десять тысяч серебряных монет, однако судно было ограблено и пожертвования не достигли цели.
В том же году евреи Стамбула отправили еще один корабль, который затонул в бурю. Но попытки помощи на этом не прекратились, евреи Стамбула продолжали сбор денег.
В Венеции был создан центр, в который стекались пожертвования.
В 1601 г. руководители венецианской общины обратились с письмом к общинам
Германии, Польши и Украины, в котором описывали бедственное положение Цфата. В начало месяца адара — в день, когда начинался сбор налога в пользу Храма (в период его существования), венецианская община ввела налог в пользу Цфата и призвала общины других городов последовать этому примеру.
В 1599 г. Цфат поразил голод, вызванный засухой и нашествием саранчи, и до 1601 г. город был практически покинут жителями.
В 1602 г. на начавшую восстанавливаться общину обрушилась эпидемия, евреи бежали в окрестные деревни, большей частью в
Пкиин и Бирию, где существовали еврейские земледельческие поселения.
В 1604 г. отряды друзов напали на город и ограбили еврейскую общину.
В 1613 г. евреи сильно пострадали от нападений арабов.
Община стала постепенно восстанавливаться только в 1621 г.
Дальнейшая история Цфата напоминает игру в футбол, когда город, как мяч, переходит от одних игроков к другим:
- в 1628 г. Цфат был захвачен друзами, которые ограбили еврейских жителей.
- в 1633 г. турки вернули себе власть над городом.
- в 1640-е гг. в Цфате насчитывалось около двухсот еврейских семей и около ста семей мусульман.
- в 1656 г. во время мощного восстания друзов еврейская община Цфата была вновь ограблена, многие были убиты, и большинство жителей покинуло город.
- через два года евреи снова начали селиться в Цфате, и в 1695–96 гг. в городе было около ста евреев.
- в 1759 г. Цфат был разрушен сильным землетрясением; погибло около двух тысяч жителей, из них — около 190 евреев.
- в 1765 г. в Цфате насчитывалось лишь 40–50 евреев.
И за всеми этими датами, цифрами и сухой констатацией фактов стоят человеческие жизни и трагедии целых семей…
Лишь в последней трети XVIII в. политическое положение в Галилее стабилизировалось, и еврейская община Цфата стала постепенно расти.
В 1778 г. в городе поселились около 300 хасидов во главе с рабби Менахемом Мендлом из Витебска, незадолго до того прибывшие в Эрец-Исраэль. Однако через некоторое время из-за конфликта с местными сефардами они покинули город и перебрались в Тверию.
В 1777 г. в Цфат прибыло около 30 евреев из Северной Африки, в начале 1780-х гг. за ними последовала еще одна группа.
Основными занятиями евреев были крашение и производство тканей, земледелие (виноградарство, виноделие, выращивание маслин) и торговля.
Но судьба и дальше не была благосклонна к Цфату и его жителям…
- в 1812 г. в Галилее разразилась эпидемия чумы, унесшая жизни значительной части еврейского населения Цфата.
- в 1831–32 гг. власть над Эрец-Исраэль захватил правитель Египта Ибрахим-паша. Первые годы его правления, продолжавшегося до 1840 г., были благоприятны для евреев Цфата, город превратился в коммерческий центр Галилеи.
- Однако во время арабского восстания 1834 г. еврейское население было ограблено.
- в 1837 г. Цфат стал эпицентром землетрясения. Город был почти полностью разрушен, погибло около четырех тысяч евреев. Многие из оставшихся в живых раввинов переселились в Хеврон.
- в 1838 г. Цфат в течение 30 дней находился под властью восставших друзов, которые разграбили имущество евреев.
- в 1839 г. в Цфате проживало 568 еврейских семей (около 1,5 тыс. человек) — 390 ашкеназских и 178 сефардских, большинство из которых родились за пределами Эрец-Исраэль. Евреи занимались в основном ремеслами и мелкой торговлей; был один дипломированный врач.
…И всё же жители Цфата верят, что именно в их городе появится Мессия, когда снова придет на землю.
И пройдёт Он по этому узкому — самому узкому в городе — переулку.
…Собственно, в истории города было ещё немало как трагических, так и исторически важных событий — но, боюсь, перечисление их всех может утомить и вызвать недоумение: как город мог перенести столько невзгод, но при этом выстоять и постоянно возрождаться?..
Поэтому позвольте мне пропустить несколько страниц истории и перекинуть мост от далёкого прошлого к прошлому не столь далёкому, осязаемому и понятному.
К началу Войны за Независимость в Цфате, насчитывающем 12,5 тысяч жителей, проживало всего лишь около двух тысяч евреев, большинство из которых были пожилыми.
16 апреля 1948 г. англичане покинули Цфат, передав два стратегически важных здания полиции арабским силам, которые насчитывали 4000-4500 человек, включая части ливанской и иракской армий. Еврейский квартал, в котором насчитывалось лишь 60 вооруженных бойцов, оказался в осаде.
1 мая 1948 г. отряды Палмаха начали наступление на арабские деревни вокруг города и проникли в еврейский квартал, число защитников которого увеличилось до 222.
10 мая 1948 г. еврейские силы начали операцию по освобождению города, и 11 мая, за три дня до провозглашения независимости Израиля, арабские отряды и все арабское население бежали из Цфата. Город стал полностью еврейским.
Это миномёт по «имени» Давидка (Davidka) — изготовленный кустарно во время Войны за независимость (1948 год). Это был первый миномёт, разработанный и выпускавшийся в Израиле, сконструированный инженером Давидом Лейбовичем. Миномёт состоял всего лишь из гладкоствольной трубы с навинтным казёнником, опорной плиты и опоры.
Практически сразу после освобождения города началось его заселение репатриантами из разных стран, которые селились в оставленных арабами домах и во временных лагерях репатриантов.
В 1953 г. в Цфате было 7,9 тыс. жителей, в 1970 г. — 13,1 тыс., в 1973 г. — четырнадцать тысяч. Город интенсивно застраивался. Был отреставрирован еврейский квартал.
На склонах горы Талул в покинутых арабами домах был основан квартал художников, в котором живут, работают и выставляют свои произведения живописцы и скульпторы.
Помимо старого кладбища Цфата, упомянутом выше, объектом массового паломничества является пещера Шема и Эвера (древняя погребальная пещера).
Шем — это один из трёх сыновей Ноя, а Эвер — его правнук. Они сыграли огромную роль как в еврейской, так и в общечеловеческой истории. Именно они создали еврейский суд, одно из юридических решений которого применяется по сей день – именно суд Шема запретил внесупружеские связи.
Есть предположение, что Шем и Эвер участвовали в погребении праотца Авраама.
Их погребальная пещера в Цфате примечательна тем, что, согласно традиции, именно в ней патриарх Иаков передал своему сыну Иосифу тайны Торы, которые сам узнал от Шема и Эвера.
Цфат и сегодня является одним из крупных центров религиозной жизни. В 1975 г. В городе был основан квартал Хабада, в котором живут любавичские хасиды. С 1980-х гг. растет община брацлавских хасидов, которые также построили отдельный квартал — Кирьят-Брацлав.
В городе действуют несколько иешив, проводятся многочисленные семинары на религиозные темы (в особенности связанные с хасидизмом и каббалой), на которые съезжаются слушатели из различных городов Израиля и из-за границы.
Ну, водонапорная установка (башней как-то язык не поворачивается назвать) тоже имеется — очень основательная, кстати.
Цфат — это симбиоз современного и древнего, неизменно мистического, овеянного святостью, омытого кровью, обожжённого пожарами; он испещрён извилистыми, как история, тропинками — то трагически вниз, то, как Феникс, вверх; сине-солнечные камни домов, зелень холмов, зигзаги истории, спирали событий… и над всем этим синее небо и белые облака — как сине-белый флаг страны, наследницы всей этой сокровищницы духа и слова.
Ссылки —
раз два три четыре
Текст написан
lyolik_ilДанный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.
Понравилось это:
Нравится Загрузка...