Пкиин — это друзская деревушка, расположенная на севере Израиля в горах Верхней Галилеи.
2.
Известен Пкиин ещё с талмудический времён, и, согласно местной традиции, является единственным в Эрец-Исраэль населённым пунктом, еврейское присутствие в котором не прерывалось ни на единый день с самой древности.
3.
В древности Пкиин назывался «Бака» — так он упомянут в трудах Иосифа Флавия; у арабов и друзов Пкиин назывался «Букей‘а». Другие источники называют Пкиин «Пека» (פֶּקַע) или «Бека» (בֶּקַע). Так или иначе — все эти названия имеют единый корень, обозначающий долину — потому что Пкиин находится в небольшой впадине между высоких галилейских холмов.
4.
Его появление этих местах неслучайно. Именно горы Галилеи некогда были самым лучшим способом скрыться, спрятаться, спастись; и именно в горы когда-то бежали друзские племена.
Чтобы лучше представлять себе историю появления здесь поселения, я предлагаю вернуться назад в истории на несколько веков и познакомиться с друзами — одной из народностей, составляющих население современного Израиля.
Религия друзов некогда возникла как ответвление шиитской секты исмаилитов, которые веровали в «инкарнацию» (хулул) — «воплощение Божества в человеке».
В XI веке во времена правления в Египте исмаилитского халифа Аль-Хакима религия друзов откололась от шиитов (то есть мусульман) и прекратила конфессиональные контакты с исмаилитами.
5.
Ряд крайне «преданных» придворных Аль-Хакима распространяли молву о том, что тот является очередной инкарнацией бога на земле. Особенно пылко эти слухи распространял Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ад-Дарази — служитель халифа.
Именно от имени Дарази пошло название народности — друзы (как их называют иноверцы). Однако сами друзы нередко негативно относятся к личности Дарази и слово «друзы» как самоназвание не употребляют (часто воспринимая его, как оскорбительное). Они используют в отношении себя слово «муваххидун», которое может быть переведено как «единобожники» или как «объединившиеся».
6.
Когда Дарази против воли халифа Аль-Хакима провозгласил того богом, Аль-Хаким страшно разгневался. Одна из версий гласит, что после этого богохульства Дарази был казнён; но есть и вторая версия, согласно которой тот сбежал в горы Ливана, где начал проповедовать учение о божественности Хакима.
7.
Наиболее радикально настроенные исмаилиты после вероятной опалы (бегства или же казни) Дарази покинули двор Аль-Хакима и укрылись в горах Ливана, где начали активную пропагандистскую деятельность. Принявшие взгляды Дарази племена и кланы и составили основу друзов.
Таким образом, друзское вероучение возникло в начале XI века под влиянием проповеди миссионера Дарази среди исмаилитов Египта и Южного Ливана.
8.
На сегодняшний день друзы — арабоязычная этноконфессиональная группа — проживают во многих странах мира. Больше всего их в Ливане, Сирии, Иордании и в Израиле. Многочисленные группы друзов, состоящие из потомков эмигрантов, проживают в США, Канаде, Франции, Великобритании, Западной Африке, Карибском бассейне и других странах; по словам Асли, они есть даже на территории бывшего СССР, в частности в Казахстане.
9.
Асли поведал нам, что друзы это довольно замкнутая в себе группа, так что раскрыть «всю правду» о ней может только сам друз. И он нам рассказал немало интересного.
Так, рассказывал Асли, у друзов нет своей страны и нет стремления к её созданию. Они расселились по всему миру и считают себя преданными тому государству, в котором живут.
10.
Израильские друзы (кроме проживающих на Голанских высотах и считающих себя подданными Сирии) проходят обязательную службу в ЦАХАЛе наряду с еврейским населением страны и очень этим гордятся.
Подавляющее большинство из них служат в боевых частях (мотопехота, различные части специального назначения, в 299-м батальоне (Херев), подразделения следопытов). Друзы участвовали во всех войнах Израиля, наряду с еврейским населением.
Это право на воинскую службу (именно право, а не обязанность!) они получили в1957 году, по просьбе лидеров общины.
Друзские девушки в армии не служат.
11.
В 1961 году Израиль предоставил друзам статус отдельной нации.
12.
Друзы могут быть религиозными и светскими. Образ жизни двух этих групп разительно отличается: светские друзы не могут принимать участие в любых религиозных ритуалах и молитвах. В свою очередь, перед верующими друзами закрыты многие мирские удовольствия — поход на пляж, курение, спиртные напитки, половые отношения с противоположным полом до свадьбы…
Решение о том, какой образ жизни вести, друзы должны принять уже в 15 лет.
13.
Отличить светского друза от верующего довольно просто — по одежде.
14.
Несмотря на такой ранний возраст для принятия столь судьбоносного решения, всегда есть дорога назад. То есть, светский друз всегда может вернуться в лоно религии, пройдя курс специального обучения и сдав экзамены на «профпригодность».
15.
Чего сделать нельзя никогда и никак — так это не-друзу стать друзом. Друзом можно только родиться.
Сами друзы, верящие в переселение душ, утверждают, что каждой душе человеческой была представлена возможность принять друзское вероисповедание в период так называемых «отворенных врат» (до XV века христианского летоисчисления, по некоторым другим сведениям — до XII-XIII века н.э.).
Все души, которые приняли решение о принятии друзской веры, переродились в друзов; остальные души отказались от перехода в друзскую веру и возможности передумать у них больше нет.
Поэтому друзы женятся только между собой.
16.
В друзском вероисповедании нет святого (выходного) дня — как у мусульман, христиан или евреев, поэтому друзы могут работать 7 дней в неделю. И с таким же успехом они могут 7 дней в неделю отдыхать :)
17.
Несмотря на то, что многие считают друзов мусульманами (собственно, как зачастую считают и они сами), есть немало различий между их вероисповеданием и исламом. Так, в отличие от мусульман для друзов обязательна моногамия; пост заменён периодами молчания и воспринимается как воздержание от открытия истины непосвящённым.
18.
Обязательная для мусульман молитва может быть заменена медитацией и не является обязательной для друзов; закят (милостыня в пользу бедных) не регламентирован и воспринимается как взаимопомощь.
Друзы отмечают только два праздника: общемусульманский праздник жертвоприношения и общешиитский траурный день Ашура.
19.
У друзов есть свой флаг: пять полос разных цветов или четыре полосы и зеленый треугольник. Асли рассказал нам, что все эти цвета обозначают основные человеческие качества, и в каждом из нас только одно из них преобладает над другими:
- Зелёный цвет — это понимание природы, её законов; такие люди могут обладать сверхвозможностями (экстрасенсы, медиумы).
- Жёлтый цвет — интеллигенция, эмпатия, способность связывать между собой людей;
- Красный цвет — любовь к людям, ко всему окружающему;
- Белый цвет — святость, безгрешность. Люди, в которых преобладает этот цвет, становятся святыми и праведниками;
- Синий цвет — это мир, покой, умиротворение.
20.
Веря в перемещение душ, друзы утверждают, что в каждой следующей жизни человек рождается тем же, кем был в прошлой — то есть относящимся у тому же полу (мужчина или женщина) и к той же национальности.
21.
Интересно, что друзы считают библейского персонажа Авеля — сына Адама, убитого своим братом Каином, — одним из друзов, чья душа часто перерождается в друзских лидеров. Поэтому гробница Авеля, расположенная недалеко от Дамаска, является важным культовым местом для друзов со всего мира. Несмотря на то, что в настоящее время гробница находится в режимной зоне ПВО Сирии, сирийское руководство разрешает друзам из разных стран посещать её для проведения культовых мероприятий.
22.
У друзов в Израиле своя отдельная, автономная программа школьного образования, подчинённая, тем не менее, Минобразования Израиля и включающая обязательное изучение иврита. Разговаривают друзы на арабском языке, часто вставляя в речь слова на иврите.
23.
Не все друзы, живущие на территории Израиля — израильтяне. Севернее и выше Пкиина, на Голанских высотах, расположены четыре друзские деревни, которые до 1967 года принадлежали Сирии.
В конце семидесятых годов прошлого века израильское правительство предложило всем не-израильтянам, живущим на Голанских высотах, получить гражданство, что позволило бы им свободно перемещаться по Израилю.
Тот, кто обратился за израильским гражданством, получил израильский паспорт, право голосовать и баллотироваться в Кнессет, а также право на лицензию израильского водителя. Однако большинство из друзов Голанских высот предпочли остаться сирийскими гражданами и от израильских документов отказались.
24.
Поскольку Израиль не признаёт их сирийского гражданства, эти друзы определены в израильских отчетах как «жители Голанских высот». Для зарубежных поездок израильскими властями им выдаются специальные пропуска.
Согласно Договору об учёбе друзов, заключённом между Израилем, Сирией и ООН в 1989 году, друзы Голанских высот имеют право на бесплатное обучение в сирийских вузах.
25.
В 2012 году в связи с обострившейся ситуацией в Сирии молодые друзы Голанских высот стали чаще обращаться за израильским гражданством.
26.
В друзских поселениях на Голанах основная часть населения занята в сельском хозяйстве и туристическом бизнесе.
27.
28.
…Однако, я увлеклась друзами и совсем забыла про Пкиин :) А о нём тоже стоит рассказать (продолжая неспешно гулять по посёлку то вверх, то вниз, потому что других дорог в Пкиине не бывает).
29.
30.
Пкиин занимает важное место в истории еврейского народа. Согласно еврейской традиции, именно в Пкиине во время гонений императора Адриана (II в. н.э.) на евреев, в течении 13 лет скрывались в пещере рабби Шимон бар Йохай (Рашби) и его сын, рабби Элазар бен Шимон. После поражения восстания Бар-Кохбы против владычества Римской империи рабби и его сын, подобно друзам, бежали в горы, где можно было укрыться от преследователей.
31.
Здесь, в горах Верхней Галилеи беглецы нашли пещеру и спрятались в ней.
32.
33.
Предание гласит, что рабби Шимон и его сын жили все эти годы на родниковой воде и плодах рожкового дерева. Чтобы одежда не снашивалась, они зарывались по горло в песок, и одевались только на время молитвы. Всё своё время они посвящали изучению святых писаний и написанию книг о еврейской мистике. Именно там Рашби написал свой труд «Зоар» — одну из самых важных книг Каббалы.
34.
Через 12 лет пещерного затворничества Рашби получил от пророка Илии весть о смерти императора. Галилейский узник вышел «в мир» и увидел вполне мирную картину: поселение, поля и работающих на полях людей. Рабби Шимон придерживался точки зрения, согласно которой важнейшей обязанностью евреев считается постижение мудрости Торы, дарующей вечную жизнь, а не земные заботы. Он накинулся с бранью на работающих: «Оставляют вечную жизнь и занимаются жизнью временной». За что господь отправил его назад в лес ещё на год, провозгласив с небес: «Вы вышли, чтобы разрушить мой мир? Вернитесь в свою пещеру!».
Рабби с сыном вернулись в пещеру, где провели ещё двенадцать месяцев. За это время они научились с пониманием относиться к простым людям и ценить их способы исполнять заповеди бога.
35.
Таким образом, в Пкиине в течение сотен лет мирно проживали вместе друзы и евреи.
36.
В 1522 году Пкиин посетил Моше Басола, путешественник из Италии; местные евреи у него названы «феллахами», а само место — «Букей’а».
37.
38.
Евреи Пкиина упоминаются также в трудах раввинов города Цфат в XVI в.
По турецким источникам 1525−1573 годах в Букей‘а проживало от 33 до 45 еврейских семей; некоторые занимались коммерцией.
39.
40.
Деревня служила и местом летнего отдыха для городских евреев, большей частью из Тверии.
41.
42.
В 1602 году в Пкиин приезжал Иосеф Трани, глава сефардской общины Цфата, чтобы обучить местных евреев разведению червя-шелкопряда.
43.
В 1742 году в Пкиине жил каббалист Хаим бен Моше Бен-Аттар. В 1783 году в Пкиине поселилось несколько хасидов из Цфата и Иерусалима.
44.
Раз есть евреи, значит, есть и синагога.
Её стена, заново отстроенная в 1873 году, включает ряд камней синагоги эпохи Мишны (то есть конца II — начала III века), на одном из которых изображены менора (семисвечник), шофар (рог, в который трубят с наступлением еврейского Нового года) , лулав и этрог (растения, символизирующие праздник Суккот).
45.
Поскольку по Пкиину мы гуляли в субботу, то в синагогу попасть не смогли. Её ворота были заперты на замок, потому что там практически некому молиться, ибо на сегодняшний день в Пкиине остался всего один еврей. А точнее — еврейка. Это смотрительница синагоги, живущая напротив неё, 84-летняя представительница семьи Зейнати — единственной семьи, вернувшейся в Пкиин после арабских беспорядков 1936−1939 годов.
46.
Помимо синагоги, в Пкиине есть греко-католическая и греко-православная церкви.
47.
48.
Само собой разумеется, что в посёлке имеется и друзский молельный дом, в который мы тоже не попали :) Собственно, попасть в него может только верующий друз. Однако, как рассказал Асли, друзы верят, что бог находится в каждом из нас, и потому, чтобы обратиться к нему, совсем не обязательно делать это в специальном заведении.
49.
В XIX в. численность еврейского населения Пкиина сильно колебалась: в 1820 году в посёлке проживало 20 еврейских семей, в 1832 году — 50 семей (около 300 человек), но уже в 1856 году — только 50 человек. В 1900 году в Пкиине было 11 семей евреев-земледельцев (93 человек).
50.
15.
52.
Во время арабских беспорядков в 1929 году евреи покинули Пкиин, но затем вернулись.
53.
В 1948 году, после провозглашения Государства Израиль, в Пкиине были временно поселены новые репатрианты.
54.
55.
В 1955 году на окраине старого Пкиина репатриантами было создано поселение Новый Пкиин, где поселились выходцы из Марокко. На сегодняшний день именно там проживают пкиинские евреи, за исключением той единственной женщины из семьи Зейнати.
56.
Несмотря на относительную уединенность, Пкиин имеет ту же сложную израильскую действительность, как и другие города. В июле 2006 года во время Второй Ливанской войны в Пкиин попала ракета «Катюша», запущенная в Израиль организацией «Хезболла».
57.
58.
В 2007 году в Пкиине были антиеврейские беспорядки.
59.
Пкиин — довольно большой по израильским меркам посёлок. По данным на 2008 год его население составляло 5200 жителей. Большую часть — две трети — составляют друзы; помимо них здесь живут арабы-христиане и несколько семей мусульман.
60.
61.
62.
63.
Друзы гостеприимны и приветливы. Здесь довольно хорошо развит туристический бизнес — ежегодно Пкиин посещают 60 тысяч человек.
64.
65.
К слову — наш гид Асли водил нас по Пкиину совершенно бесплатно. Подобные экскурсии по посёлку спонсируются местным муниципальным советом.
66.
На стенах многих зданий Пкиина можно увидеть виноградную гроздь (она есть и на щите на въезде в город — см. первое фото). Это символ Пкиина, знак плодородия и достатка.
67.
Водонапорной башни Пкиина мы вам, увы, не покажем. Вместо неё был родник на площади посёлка — тот самый, из которого в течение 13 лет пещерной жизни брали воду рабби Шимон Бар-Йохай и его сын.
68.
Здесь нам посчастливилось наблюдать завораживающий танец дервиша и угоститься потрясающе вкусным и освежающе-холодным напитком из фиников.
69.
Заодно и к музыке приобщились
Над бассейном, заполняющимся водой из родника, стоит скульптурная группа из двух человек. Это важные для друзов личности.
Первый (тот, что слева) — Султан Паша аль Атраш (1891—1982) — легендарный вождь друзов Сирии, второй — поэт и писатель Моалем.
70.
Хотя на мой вечно голодный взгляд самое легендарное, что есть у друзов — это их питы ))))
71.
Это национальная друзская еда — большая пита, сделанная из тонкого теста и зажаренная на куполообразной раскаленной печи, намазанная кислым йогуртом, политая оливковым маслом и посыпанная затаром (средиземноморской пряностью). Изготовление этих пит само по себе целое представление. Друзские женщины в мгновение ока превращают небольшой комок теста в тончайший большой блин, не используя при этом каталку, а просто совершая тестом в воздухе какие-то сложные кульбиты. Поразительно, что тесто при этом не рвется и не падает куда-нибудь на голову зазевавшемуся фотографу :))) , хотя хозяйка в момент верчения может отвлекаться на что угодно — разговоры вести, принимать заказы (если речь о кафе), брать с посетителей деньги и позировать.
72.
Впрочем — судите сами
…Ну а мы полакомились свежими питами, поставили себе ещё одну точку на туристической и не очень карте Израиля — и поехали себе дальше :)
73.
Источники:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Друзы
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Друзы_в_Израиле
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Пкиин
- http://cyclowiki.org/wiki/Пкиин
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Мухаммад_ибн_Исмаил_ад-Дарази
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Шимон_Бар_Иохай
Нынешний рассказ нашей серии «Точки над iзраилем» получился самым незапланированным, потому что расскажем мы вам о том месте, о котором, по идее, рассказать никак не могли — потому что нет у нас там ни знакомых, ни друзей, которые могли бы с нами погулять.
Тем не менее, по сему населенному пункту нас водил практически местный житель, так что своему правилу мы не изменили.
В общем, благодаря гиду по имени Асли и Натали, привезшей нас туда, мы познакомились с местечком, называющемся Пкиин, которое вам сейчас и покажем.
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.