В последующие века в пещерах прятались жители Галилеи. А в 17 веке товарищ-друз Али Бек, который был сыном друзского эмира Фахар Ад Дина, используя пещеры, построил на склонах горы крепость. Всего на Арбеле 8 систем пещер. Большая часть из них природная с небольшими доработками сделанными на протяжении веков. Так в нескольких пещерах есть микве – бассейн ритуального омовения. 24. Крепость кстати была построена тут не просто так. Она защищала долину Арбель и проходившие через неё дороги. Конец обитателей крепости был еще более печальным чем у предыдущих жителей этих пещер. Как описал один путешественник в 17 веке:
…Кучук Ахмад, наместник Дамаска, послал против них (обитателей крепости) армию, которая прорыла вертикальный туннель с вершины горы и подожгла через него пещеры. Обитатели пещер умерли в страхе и ужасе и так пещеры были захвачены…»Был бы ум, попробовал бы его приложить, чтобы понять, как за всё время жизни в Израиле я умудрился не побывать на горе Арбель? Здешняя красота, оформленная зеленью израильской зимы, да приправленная соответствующими погодными условиями беспощадна ко всем, кто хотя бы случайно её увидит. Это будет любовь до гроба и последнее, что захочется сделать будучи здесь, это уйти отсюда.
Увидеть Израиль можно и через социальные сети
Охотно бы Ирод захватил в свои руки некоторых из них живыми, он с этой целью предложил им через герольда самим выйти к нему. Но никто не сдавался добровольно и даже из побежденных многие предпочитали смерть плену. Один старик, отец семерых детей, следующим образом убил последних вместе с их матерью за то, что они, доверяясь царским обещаниям, упрашивали его выйти из пещеры. Он стал у входа пещеры, приказал им выходить по одиночке и заколол каждого отдельно появлявшегося сына. Ирод, потрясенный этой сценой, за которой он издали наблюдал, простирал свою правую руку к старику и умолял его пощадить своих собственных детей. Но старик и слышать его не хотел: резкой бранью он напомнил Ироду о его низком происхождении[112], умертвил еще свою жену над трупами детей и, швырнув их вниз по отвесной стене, сам вслед за ними бросился в бездну. 5. Таким образом Ирод овладел пещерами и их обитателями.» Иосиф Флавий – Иудейская Война (книга первая – 16 глава)
В общем все умерли (©) Продолжаем спускаться. Секундочку, вы думали спуск уже закончен? Нет. Совсем нет. 25. Вообще гора Арбель возвышается над озером Кинерет на высоту 380 метров. При этом высота над уровнем моря всего 180 метров. 26. Рядом с Арбелем находится гора Нитай. Названа она в честь еврейского мудреца, который родился на горе Арбель и похоронен тоже здесь. Говорят, что ему принадлежит выражение: «Держись подальше от плохого соседа, не общайся с дурным человеком и не впадай в отчаяние при бедствии.» Философ, чо.. 27. Ладно, привал…. Сделайте себе чай, кофе, туалет. Через 5 минут жду всех здесь для продолжения :) … … Продолжим 28. У подножия гор Арбель и Нитай находится источник Эйн Хамам. Услышав его название, любители турецких бань «сорвут все с себя одежды» и окажутся в неловкой ситуации. Название свое источник получил от голубей, гнездящихся в местных пещерах. А меж упомянутых гор течет ручей Арбель, который после прошедших дождей превратил всё вокруг в такое себе солидное скопище грязи и глины. 29. И вновь наша помощница демонстрирует как ловко и изящно преодолевать и эти препятствия. 30. 31. Кстати, люди с повышенной фантазией, вспоминая многочисленные здешние битвы, запустили слухи о том, что именно у подножия горы Арбель произойдет главная битва между добром и злом. А как же тогда Армагеддон? 32. Обилие зелени говорит о том, что зима еще не началась, а уже плавно перетекает в весну 33. Журчат ручьи… 34. Цветут цветы…. 35. Ой нет! Алёнка ошалела! :) 36. А это рассадник морского лука, цветение которого будет символизировать конец лета. Но до этого еще далеко. 37. 38. 39. Постепенно тропа начинает выходить из русла и подниматься… ага, на те самые 380 метров. А слоны как сидели, так и сидят 40. Лишь меняя позы 41. Стоит еще упомянуть, что по не подтверждённым слухам, именно в этом районе произойдет первое явление Машиаха (Мессии) Оно и логично — такое великолепие подходит для столь значимого события 42. 43. На горе Арбель имеются несколько святых могил. Мы вот не ведая того, нашли могилы основателей колен Израилевых — сыновей праотца Якова Рувена, Шимона, Леви и его дочери Дины. 44. А чуть дальше находится могила третьего Сына Адама и Евы Сифа (Шета), «Бен Адам а-Ришон» (дословно – сын первого человека), он и является зачинателем рода человеческого. 45. И есть еще много пустых захоронений 46. Кстати, про название. В исторических источниках есть упоминание поселения Арбель, существовавшее здесь с начала римского правления (с 63г. до н. э.) и в период Мишны и Талмуда (II- IV в. нашей эры) 47. Известно так же выражение: «Клей пиштан ха-Арбелийн» — вещи изо льна сделаны в Арбеле. (Берешит Раба). Товарищ Калири, он же Елеазар Га-Калир, упоминает в связи с Арбелем одну из семей Коенов которые несли службу в Храме Иерусалима, а после его разрушения перебрались в Арбель. Древний поэт описывает их горькую участь, упоминая при этом, что кроме тяжелых душевных переживаний, они испытывали крайнюю нужду. Они не носили дорогих одежд, как это было принято ранее, в период их жизни в Иерусалиме. Только вера спасала их в критический период. 48. В V-VI вв. в Арбеле было развито текстильное производство. Жители города, тогда достаточно обеспеченные, жертвовали деньги на постройку синагог. В надписи найденной при раскопках синагоги в Хамат Гадер написано: «Доброй памяти жителей Арбеля которые дали свою ткань». В средние века Арбель был разрушен и осквернен арабами. 49. Сегодня на горе Арбель находится четыре поселения: Кфар Зейтим, Кфар Хиттим, Мицпа и Арбель. В 1852 году была впервые описана синагога рядом с поселением Арбель. Через 14 лет представителями Британского фонда исследования Израиля были проведены исследования, после которых был опубликован ее план. Еще через 40 лет здесь были произведены раскопки. В 1987–88 гг. начались работы по консервации и восстановлению синагоги. В ходе этих работ здание было очищено и законсервировано и были очищены прилегающие к нему комнаты, двор и территория вокруг. 50. Однако, у подножия упомянутой горы Нитай есть еще одно поселение и в нем тоже есть синагога! Найденные руины названы Хурват Вадим или Хурват Хамам. Естественно, что однозначно сказать вокруг какой синагоги находился древний Арбель нельзя, но обе символизирует еврейское присутствие в этом районе. 51. А мы тем временем закончили нашу насыщенную и интересную прогулку. Скажем «спасибо» нашей помощнице, зачем-то пытающейся сфотографировать свою руку :) и поедем домой 52. Или уже не поедем? :-o 53. В двух словах про маршруты. В парке есть три маршрута различной степени сложности (описание направления против часовой стрелке начиная с 12 часов). Смотрим на карту: Самый простой — пейзажная тропа. Идем по черной разметке до смотровой площадки ha-Харув и оттуда по зеленой (не нанесенной на карту, но параллельной черной) возвращаемся на стоянку. Протяженность от силы километр, проходит по кромке пика Арбель и позволяет насладиться видами. Средненький минус — идем по черной, спускаемся к подножию горы и идем до пересечения с красной. Там продолжаем налево по красной и поднимаемся к стоянке. Протяженность примерно километра 2-3, но со скобами и по камням. Средненький — Идем по черной, спускаемся к подножию горы и идем до пересечения с красной. На перекрестке продолжаем спускаться направо до источника Эйн Арбель и оттуда идем по зелёной разметке по руслу ручья Арбель. В конце ожидает подъём на гору к синагоге. Кстати если вы едете на двух машинах, то второю можно оставить на стоянке возле синагоги. Иначе придется пройти бонусный участок в 2 километра до парковки. Протяженность примерно 6-8 км. У нас заняло 3 часа с остановками на привал и «пофотографировать» И напоследок карта [map id=»map_mt_arbel» w=»100%» h=»750″ z=15 maptype=»HYBRID» lat=»32.82406″ lon=»35.49837″ kmlautofit=»no» kml=»http://www.google.com/maps/d/u/0/kml?forcekml=1&mid=zPmNBc2cENFk.kiTbY37AUwmY&lid=zPmNBc2cENFk.k00IuhpvC994″ marker=»yes» infowindow=»Гора Арбель»] Вдохновения для текста почерпнуто отсюда и отсюда
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.