Но рассказ о монастыре Искушения начнем издалека…
Обряд крещения придумал не Иоанн и не Иисус. Он возник в III тысячелетии до н.э. на берегах Евфрата. Этому обряду предшествовал культ воды. Крещение было распространено и в Древнем Египте как магический способ единения человека с божеством. В Палестине крещение практиковала секта ессеев в Кумране. Вероятно, у них-то и позаимствовал идею Иоанн Креститель.
Большую часть своей жизни Иоанн провел в пустыне. Он жил там подобно индийскому йогу. Саранча и дикий мед служили ему пищей, а шкуры диких козлов одеждой. У него были ученики, которые вместе с ним делили тяготы жизни отшельника. На пятнадцатом году царствования императора Тиберия Иоанн вышел из пустыни и начал проповедовать и крестить. Однако при крещении Иисуса Иоанн не присутствовал, так как сидел в тюрьме по приказу Ирода Антипы. Ученые не выяснили, кто крестил Иисуса и крестился ли он вообще. На заре христианства ни Иисус, ни апостолы не придавали этому обряду большого значения, а вот удаление в пустыню было непременным условием для тех, кто решил посвятить себя богу.
И вот после (возможного) крещения в реке Иордан Иисус уходит в пустыню…
В народных поверьях Иудейская пустыня считается жилищем демонов. И правда, на свете мало найдется мест более печальных, более покинутых и в то же время таинственных и величественных. Безжизненные горы Иудейской пустыни похожи на гигантские могилы. Они заканчиваются крутым обрывом. Вот в этот забытый богом край и отправился Христос на встречу с дьяволом-искусителем.
Гора Каранталь именовалась ранее горой Док — сокращение от Дагон, что указывает на древнее языческое происхождение названия.
Эта гора возвышается на высоту около 300 м. над долиной Иерихона, разделяя между иерихонской возвышенностью (на западе) и долиной Иерихон на востоке. В этом регионе имеется всего лишь один большой сезонный ручей Прат.
Есть интересная теория относительно того, почему Иисус выбрал именно эту гору — ведь рядом возвышается немало других. Объяснение базируется на том, что Иисус, древний акроним имени которого звучит как Ихтис (Иисус Христос Божий Сын Спаситель), то есть «рыба», не мог избрать иную гору, кроме Дагона — западно-семитского божества, чьем имя трактуется как «рыба» (даг) или как «злак» (даган).
Господствующее положение над ущельем определило гору Док как древний и известный форпост на восточном пути к Иерусалиму, а во времена правления Хашмонейских царей построенная селевкидами на вершине горы одноменная крепость контроллировала ущелье Фара, более известное под названием Вади Кельт (Ущелье Кельт).
“И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: “не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих”. Потом берет Его диавол в святый город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: “Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею”. Иисус сказал ему: написано также: “не искушай Господа Бога твоего”. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит Ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”. Тогда оставляет Его диавол, – и се, Ангелы приступили и служили Ему” (Мф. 4:2-11).
Христианская традиция сорокадневного искушения Исуса в пещере на восточных склонах этой горы дало название горе Каранталь — «Сорокодневная» гора. По одной из версий название монастыря Каранталь пошло от крестоносцев. По другой само слово Каранталь это искажённое арабское от латинского Quarenta (сорок). Истина где-то посередине.
Первая индентификация этого места с пещерой искушения Иисуса относится к 326 г. н.э. ко временам Святой Елены, матери императора Константина. А уже в 340 году преподобный Харитон Исповедник основал здесь лавру Дука. Кстати тот же Харитон, что основал Суккийскую Лавру в нахаль Ткоа и Фаранскую Лавру около Эйн Прат.
Кельи монахов отшельников (лавры) появились на этом месте со времен Харитона Исповедника в 340 г. н.э. Процветающий монастырь был разрушен во время нашествия персов в 614 г. н.э. и окончательно пришел в запустение после захвата святой земли халифом Умаром ибн Хаттабом в 630 г. Крестоносцы, основавшие свое первое царство в Святой Земле в 1099 г., возродили две церкви, одну на месте пещеры, другую на вершине горы Каранталь .
В 1874 г. Греческая Ортодоксальная церковь приобретает эти земли и в 1895 г. при содействии России монастырь восстанавливается последний раз и на этом месте возобновляется традиция монашества.
В период расцвета палестинского монашества гора представляла собой «подобие большого улья, в котором любители безмолвия не переставали с опасностью собственной жизни вырабатывать духовный мед, упражняясь в священном трезвении и непрестанной молитве».
В середине XIX века архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Четыредесятницу (православный монастырь в это время был разорен). Он сообщает, что: …они удаляются сюда из Иерусалима через неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…
По сути монастырь Каранталь «прилеплен» к скале и нависает над Иерихоном.
Вход в монастырь закрывает тяжелая металлическая дверь с символическим изображением горы и креста. Но постучав и «убедив» привратника (совсем не грека) вы попадаете внутрь.
Монастырь представляет собой длинный узкий коридор, протянувшийся по карнизу горы.
С одной стороны стена горы Каранталь с вырубленными в пещерах внутренними помещениями.
Другая сторона это пристроенная стена, образующая комфортные кельи для гостей.
Узкая полоска неба и отвесная стена горы Каранталь
Пройдя до конца вы попадаете пещеру-церковь, где и расположены святыни монастыря.
В пещере, где по преданию сорок дней постился Иисус во время пребывания в пустыне, устроена небольшая церковь (или часовня Искушения). Престол этой церкви устроен над камнем на котором, по преданию, молился Христос.
Тот самый камень на котором сидел Иисус
Сегодня насельником монастыря служит всего один отец Герасим, который утверждает, что монастырю уже более ста лет. По его словам, монахи жили здесь с VI века, что подтверждают вышеупомянутые пещеры. Сейчас эти кельи пустуют, так как сюда уже не приходят новые монахи. Сам Отец Герасим служит в монастыре уже 30 лет и в нынешнее время с ним подвизается только дьякон Ануфрий.
Ученые до сих пор спорят, кто в действительности приходил к Иисусу. Одни утверждают, что искусителем был посланник власть имущих. Он, дескать, пытался обольстить Христа и привлечь его на службу Синедриону. Другие предполагают, что Иисус боролся со своими помыслами, страстями и сомнениями. Как бы там ни было, из пустыни Христос вернулся совсем другим.
В настоящее время для посещения монастыря необходимо подняться: либо пешком (порядка 25-35 минут), либо по канатной дороге из Иерихона и пройти порядка 15 минут пешком.
Те кто все же решится подняться или спуститься пешком, сможет подкрепиться в кафе с «оригинальным» названием
Но это далеко не все, что мы посетили в Иерихоне. Продолжение следует….
При написании рассказа использовались следующие веб-ресурсы: Wiki, ВокругСвета.ru, orthodox-site
Это пожалуй самый труднодоступный монастырь Иудейской пустыни. Попасть сюда можно через Иерихон, который в свою очередь является территорией А, вход на которую израильтянам запрещен. И имея эти знания я был уверен, что увидеть монастырь Каранталь мне не суждено. Говорят есть еще вариант прийти в монастырь сверху, через крепость Док (о которой дальше). Но по моему это еще сложнее и я не уверен возможно ли таким путем зайти в сам монастырь, а не просто поглазеть на него сверху. Однако, я в очередной раз ошибся. Попасть в Иерихон можно и вполне даже безопасно. Нужно лишь делать это организованно и скоординировав с армией и палестинскими властями. Это и сделал Михаиль Король, пригласив всех желающих на экскурсию в самый древний город мира. После этой поездки в моей «коллекции» пять из шести действующих монастырей Иудейской пустыни.
>
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.