И если кто вам скажет, что в Иудейской пустыне
есть что-то более красивое и величественное
чем Мар Саба, то отправьте
его на гору Мунтар
А в Мар Сабу нужно идти…
Не ехать на джипах, автобусах, автомобилях. Не лететь, не плыть, а именно идти. Именно идти — 8 километров туда и 12 обратно. Дабы хоть чуть чуть проникнуться ощущениями скитавшихся тут толпами монахов в целом и Преподобным Саввой в частности. Виды которые будут открываться по мере похода неизбежно поразят величием и красотой. Более того, если ехать в Мар Сабу в джипе, то как можно ощутить воздух пустыни и страх упасть геену огненную? То то же… Так что, только идти!
Ла́вра Са́ввы Освяще́нного он же Λαύρα Σάββα τοῦ Ἡγιασμένου он же دير مار سابا он же מנזר מר סבא он же монастырь Мар Саба — один из трех монастырей Иудейской пустыни доступный израилетянам и при этом самый красивый, самый величественный, самый впечатляющий и самый красивый (а, я уже говорил, но повторить лишним не будет). Ах да, он еще и самый действующий — как в 484 году преподобный Савва Освященный «запустил» процесс, так он и действует вот уже более 1500 лет. Нынешний облик монастырь принял лишь в 1840-х гг. благодаря стараниям правительства России.
Монастырь сугубо мужской и женщин туда не пускают ни просто посмотреть ни поделать грязную не квалифицированную работу. Мужчины же тоже обязаны пройти «фейс контроль» — локти-колени прикрыть, быть исключительно православными, ибо исповедующем что-либо кроме православия категорическое нельзя!
На подходах к монастырю, так же как и в случае с Сент Джордж, стоят столбы, указывающие что монастырь где то рядом
Кедронская долина. Кстати, эта та самая долина, которая начинается в районе Иерусалима, где пересекается с Геенной «Огненной», куда ещё в библейские времена как раз и было принято сбрасывать все нечистоты.
Нахаль Кедрон. После того как он прошел через восточный Иерусалим и Вифлеем вопрос о процентном количестве воды в нем остается открытым
Родился Савва в деревне Муталаска в Каппадокии в 439 г. Когда ему исполнилось 8 лет родственники сдали его в монастырь. Савва был мальчонкой с незаурядными способностями и выучил наизусть книгу Псалмов и уже с малых лет решил быть монахом. В 18 лет он решил перебраться в Святую Землю. В Святой Земле решил Савва присоединиться к монастырю св. Евтимия, однако Евтимий не принял его из-за того, что слишком молодо выглядел. Тогда Савва присоединился к монастырю Теоктиста в ущелье Ог.
Минутка позновательных фактов: Монастыри Иудейской пустыни делятся на два типа. Лавра – где монахи жили в отдельных кельях, зачастую отдаленных друг от друга часами ходьбы. Они занимались собственным делом, плели корзинки например, и встречались, в основном, для совместной молитвы и трапезы в субботу и воскресенье. Название «лавра» по всей видимости, пошло от тропинок, соединяющих кельи монахов. Киновия — В таких монастырях монахи собирались для молитвы и совместной трапезы каждый день.
Стоит добавить, что существовал еще третий тип монашества – монахи анахореты. Эти жили сами по себе в различных норах, расселинах и пещерах и обычно отличались особенно крутым аскетическим образом жизни. Один такой до сих пор живет недалеко от монастыря Сент Джордж [ подробней ]
Внутри официально фотографировать нельзя, но если очень хочется, то… и вновь спасибо современным технологиям фирмы Canon. Стены исписаны сюжетами библейских историй так, что яблоку негде упасть. О, к яблокам мы еще вернемся
На свое 30-летие Савва решил что живет он в киновии слишком роскошно и поэтому он переехал жить один. В пещеру. Один раз в неделю он брал еду и пальмовые ветки в монастыре Теоктиста, чтобы всю неделю медитировать и вязать корзины. С другими монахами встречался раз в неделю. Так и жил пять лет.
А затем Савва съехал с насиженной пещеры и отправился «гулять» по пустыне. Преодолевая множество опасностей, питаясь подножным кормом и вступая в неравный поединок с бесами он чудесным образом очутился на горе Мунтар. Там Савве явился ангел, указавший ему на ущелье Кидрон и грот, в коем ему предстояло жить. Прожив здесь пять лет, Савва основал «Великую лавру», на месте которой и находится монастырь Мар Саба.
Именно про Мар Сабу Бунин написал: «Преподобный Савва избрал для своей обители страшную долину Огненную, нагую, мертвую теснину в пустыне Иудейской».
Вообще Савва был очень инициативный товарищ и основал еще два монастря неподалеку. Однако они не просуществовали более нескольких веков, так как не были настолько хорошо укреплены, как Мар Саба.
Об неординарости Саввы также говорит такой случай: Как-то случилась в монастыре засуха. И Савва слезы лил, и монахи лили, а воды все не хватало. Тогда решил Савва молиться. Всю ночь. Вдруг среди темноты он увидел осла, бьющего копытом о землю и раскапывающего яму. Подбежал к яме Савва, и увидел, что в ней вода. Тогда он стал копать еще глубже и раскопал источник. И радовался Савва, и радовались монази! Вход в источник нынче закрыт металлической калиткой с большим золотым крестом
А еще Савва победил яблоко. Они кстати с тех пор запрещены в Мар Сабе. А дело было так: Захотелось как то Савве съесть яблоко, а нельзя. То ли пост был, то ли еще что. В общем нельзя и все тут. Но очень уж хотелось. Сорвал Савва плод красивый и сочный. И так и сяк крутил его и любовался, но не ел. Потому что сила воли у него была.
Долго боролся с искушением откусить от яблока, погубившего Адама, но Савва, такой Савва. Он победил искушение. И не съел яблоко. Яблоко сгнило, а Савва поразившись своей крутизне и силе воле дал обет яблоки больше не есть. И монахи с тех пор тоже сильны духом и теперь также лишины яблок (http://nehag-sus.livejournal.com/87502.html)
Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того, как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана, при нем были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой.
Были времена когда в монастыре и вокруг жили более 5000 монахов. Мар Саба это целый город со своим даунтауном, площадями, престижными районами и своим «южным Тель Авивом». О величии Мар Сабы говорит вот такой список
Здесь есть 3 церкви и собор: Собор Благовещения Пресвятой Богородицы, Пещерная церковь Николая Чудотворца, Церковь Собора святых Архангелов, Церковь Софии (матери Саввы Освященного)
Так же 6 часовен: Часовня-усыпальница Саввы Освященного, Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного, Часовня Георгия Победоносца, Часовня Иоанна Крестителя, Часовня Симеона Столпника в Женской башне, Часовня Иоанна Златоуста
И еще 5 скитов: Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы), Скит Иоанна Молчальника, Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта), Скит Аркадия, сына Ксенофонта (башня Аркадия), Скит Иоанна, сына Ксенофонта
Двор с Погребальными Локулами — посередине стоит Часовня Усыпальница Преподобного Саввы. Надпись над входом : «‛Ο τάφος του αγίου Σάββα» (Гробница святого Саввы). Именно тут в своё время хранилось тело Саввы, пока не было перенесено внутрь Собора.
Монастырь являет собой огромную крепость, «влитую» в гору, идеально вписывающуюся в окружающий пейзаж. В связи со сложной географической расположенностью монастыря, монахи не занимаются никаким земледелием и ремеслами, а молиться 24 часа в сутки невозможно, то они «превратили» его в самый красивый пустынный монастырь
В настоящее время настоятелем обители является иерусалимский патриарх, а управляет монастырём назначаемый им игумен в сане архимандрита и двое помощников.
Комната для гостей где нас угостили кофем, водой, конфетками и выдали памятные открытки
Живут монахи на подаяния и пожертвования, питаются один раз в день. По праздникам и по воскресеньям устраивают две трапезы. О как!
Кстати и сами монахи «не отстают» по экстриму от Саввы
В центре центрального (упс) дворика, в полу, проделана бетонная дыра, куда сбрасывают трупы умерших монахов сбрасывают, а яму каждый раз замуровывают. На крышке сверху пишут дату последнего захоронения. Через пару лет вытаскивают тела и смотрят, что получилось. А получается всегда мумия! Ее вытаскивают, и кладут в шкаф, потом показывают паломникам.
Монахи хранят все трупы и кости своих умерших. После само-мумификации живые монахи раскладывают мертвых-коллег в специальных комнатах. На почетном месте в Мар Сабе хранится мумия самого Саввы. Савва одет в красивые одежды, а на его ногах сверкают мохнатые плюшевые фиолетовые тапочки.
В средние века на монастырь напали турки и перебили почти всех монахов. Они оставили лишь одного, которому выкололи глаза. Тот слепой, на ощупь, кое-как похоронил своих товарищей. Потом, спустя годы, туда пришли новые монахи и откопали предыдущих коллег. И что они увидели? чудо! На 5 черепах монахов было не три шва (как от долей мозга), а четыре! и они образовывали крест. Теперь вот эти черепа стоят в специальной витрине, чудо потому что.
По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь. Для своей матери Софии Савва, рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню», которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой.
А еще в монастыре было сделано чуть ли не самое спорное, но самое сногсшибательным открытие. Все началось в в 1958 году. Американский профессор Мортон Смит сидя в библиотеке монастыря наткнулся на издание посланий св. Игнатия напечатанное в 17 в. н.э. На последних трех страницах книги Смит обнаружил рукописный текст на греческом. Это оказалось послание св. Клемента Александрийского некоему Феодору. Не долго думая Смит фотографирует листки и возвращает книгу на место.
Через некоторое время вернувшись к посланию Климента, Смит обнаружил, что сделал потрясающее открытие – в своем письме Климент обсуждал ересь Карпократиан и «Тайное Евангелие от Марка». Карпократиане были христианами, предававшиеся в контексте своих богослужений различным видам половых утех и извращений. Сие поведение они основывали на «Тайном Евангелии от Марка», о существовании которого, по всей видимости, адресат Климента Феодор и спросил его ранее. В ответ на этот запрос Климент сообщил Феодору, что такое «Тайное Евангелие» есть, но оно для всех, а лишь для избранных
В Евангелии том чуть ли объявлялось что Иисус был бисексуален, а также как колдун, проводящий довольно сомнительные обряды, в процессе которых его ученики «переживали в галлюцинаторной форме единение с духом Иисуса, и как прозрачно намекал Смит, это единение заканчивалось актом физической близости» [ подробней ]
В общем вся эта история вывела монастарь Мар Саба на обложку журнала New York Times, что уже показывает насколько Мар Саба удивительное место. А Мортона Смита обвинили в подделке письма. Но письмо было написано на настолько аутентичном греческом, что если бы Мортон и да подделал его, то это говорит что он просто гений. А если не подделал, то это одна из самых важных находок 20 века.
В общем через некоторое время в Мар Сабу отправились еще большие профессора и архимандрит вмести с ними чтобы посмотреть на манускрипт, найденный Смитом. Они нашли его именно там, где его оставил Смит. Другими словами, за все эти годы никто даже не позаботился проверить.
Они решили не оставлять книгу в монастыре, а перевезти её в Иерусалимскую Патриархию. Предложении передать книгу на экспертизу израильским полицейским было отвергнуто. Тем временем появился слух о том, что кто-то вырезал три последние страницы из книги. Профессора обратился к библиотекарю, который сказал им, что он собственноручно это сделал. Куда эти страницы делись после этого — никто не знает. Либо их заныкали, либо просто потеряли.
С тех пор многие приезжали в Мар Сабу, чтобы исследовать рукопись, но… она бесследно пропала. Утверждают, что она находится то ли в Иерусалимском университете, то ли в библиотеке Иерусалимского патриархата, то ли до сих пор в библиотеке Мар Сабы. Когда самого Мортона спрашивали, где книга, он утверждал, что вернул где взял. В общем рукопись никто не может найти и исследовать на предмет аутентичности. Тем не менее, в 2000 году всплывают цветные фотографии данного текста
Вот вам монастырь Мар Саба, полный тайн и загадок
А с высоты птичьего полета монастырь Мар Саба выглядит вот так
Ну и второй экспонат в мою коллекцию монастырских туалетов Иудейской пустыни. В Сент Джордж был самый комфортный, а здесь самый аутентичный
Вместо послесловия: найти в интернете, вспомнить все что рассказано, придать вид тексту и затем оформить эту запись — оказалось сложнее чем туда идти…
Если вам любопытно побольше узнать про уже посещенные мною места, то все они есть на интерактивной карте Израиля.
А всё о чём вам выше поведал, находится вот здесь:
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.