Не могу сказать, что ни разу про Лифту не слышал. То тут, то там периодически встречались фотографии оттуда, но в общем и целом я мало что о ней знал. Ну разве что, что это заброшенная арабская деревня. На этом мои познания об этом месте заканчивались. А, ну еще я думал, что находится она где-то на границе Иерусалима и границы с недружественными нам территориями (чтобы это ни значило). Оказалось, что я был прав только в слове «заброшенное». Все остальное сплошное открытие….
В Лифту можно прийти коротким путем. Так делают почти все. А можно и 10 километровым маршрутом с подъемом на две горы. Как вы думаете, какой вариант ближе мне?
Начали мы наш путь у источников Эйнот Телем. Ровно там, откуда ходили по ущелью Флейт.
Начали там же, а пошли в другую сторону
Сначала пришли к Мемориалу 9/11. В его основании лежит часть колонны одной из башен Близнецов
Затем прошли под новым ж/д мостом
В какой-то момент нашего путешествия даже стало видно место, где когда- веселились крестоносцы. Я про Наби Самуил если что. А вы что подумали?
Долго ли, коротко ли, но в какой-то момент времени мы оказались на вершине горы, с которой открывался вот такой вид
Как оказалось Лифта находится чуть ли в самом центре нашей столицы.
Над ней «нависает» современный квартал Ромема, а под ней русло ручья Сорек
Мы же тем временем начали спускаться с нашей горки в уже упомянутое русло, чтобы потом начать подниматься в Лифту
И все время лифта становилась все ближе и все больше
А это та самая горка, с которой мы спустились и с вершины которой сделана заглавная фотография к этому фото-рассказу
Тропинка в Лифку
Ну что ж, самое время рассказать куда мы пришли и что есть Лифта. lylik_il проделала огромную работу, переведя множество информации с иврита, поэтому позволю себе увековечить её труд.
Итак…
Исследователи часто связывают деревню Лифта с библейским поселением «Мей Нефтоах», которое упоминается в ТАНАХе. Это место, ограниченное стороной южной от Кирьят Йеарима, тянется до моря и вплоть до источника Мэй Нэфтоах, отмечая границу между землями колен Иуды и Биньямина.
Существует версия, что название источника, а впоследствии и всего поселения, произошло от имени фараона Марнептаха из 14 династии, который в XIII веке до нашей эры заявлял: «Израиль уничтожен и нет его семени более». Название «Мей Нефтоах» могло стать символом этого утверждения.
Судя по археологическим данным, ещё в Железном веке у родника начало складываться поселение. Ко времени Великого восстания оно было известно как Бейт Лафтафи. Позднее, в византийский период, здесь существовало поселение под названием «Нефто», пострадавшее от засухи, и в эпоху крестоносцев местность была известна как Кальпеста.
Обнаруженные археологами здания периода крестоносцев послужили основой для построек более позднего времени. Переселение в деревню возобновилось в Османскую эпоху: в 1596 году в Лифте проживало 396 жителей, в основном мусульмане, занимавшиеся сельским хозяйством и торговлей в Иерусалиме.
XIX век принес новые изменения. Во время «Крестьянского восстания» деревня стала ареной сражений между египетской армией и местными повстанцами. Позже в Лифте был основан христианский сиротский приют, инициированный немецким миссионером Иоганном Людвигом Шнеллером. Путешественники первой половины XIX века описывали её как небольшую деревню в долине с мечетью, родником и сельскохозяйственными угодьями.
К началу XX века численность населения Лифты, по оценкам французского путешественника Виктора Грена, достигла примерно 600 человек. С ростом Иерусалима деревня стала его частью, и многие богатые жители строили дома в районе, который получил название «Верхняя Лифта».
Кстати, если вам нравится эта статья, то, может быть, вам будут интересны и другие рассказы о моих путешествиях:
Что-нибудь заинтересовало? Вот и чудненько, а я продолжаю повествование. На чём мы остановились?
В 1929 году в ходе еврейских погромов арабские жители Лифты участвовали в нападениях на еврейские кварталы Иерусалима. В ответ на агрессию британское правительство вооружило местных чиновников, а еврейская молодёжь пришла на помощь защите районов. В 1934 году один из местных торговцев землей был убит за продажу земель евреям, что вызвало напряженность в регионе.
На протяжении своей истории Лифта не только была свидетелем множества важных исторических событий, но и активно участвовала в формировании региональной культуры и экономики. Так, евреи из старых кварталов Иерусалима поддерживали торговые связи с арабами Лифты, а местные этроги (цитроны) использовались для празднования Суккот, а вода из местного источника — для выпечки мацы на Песах.
Лифта в период Войны за Независимость.
В 1947 году, согласно плану ООН по разделу Палестины, деревни Лифта и Шейх Бадер должны были стать частью международной зоны Иерусалима. Однако начало военных действий привело к быстрой эвакуации жителей этих районов.
4 декабря 1947 года, после приказа Высшего арабского комитета, женщины и дети из Лифты были эвакуированы, а в деревне разместилась молодежная арабская организация al-Najjada. Деревня стала базой для снайперских атак на близлежащие еврейские кварталы, включая Кирьят-Моше, Гиват-Шауль и Ромему. Эти нападения вызвали жестокую реакцию.
В конце декабря после убийства арабского владельца заправки, которого подозревали в передаче информации арабским боевикам, жители деревни Калуния атаковали еврейский автобус, начав серию жестоких столкновений между общинами. В ходе этих событий активно участвовали боевые отряды Хаганы, Эцеля и Лехи.
По палестинским источникам, настоящая эвакуация Лифты произошла только в январе 1948 года после серии атак, в результате которых погибли семь местных жителей и были взорваны несколько домов, служивших укрытием для бойцов al-Najjada. Большинство беженцев переехало в Рамаллу, а некоторые — в Дир-Ясин.
В преддверии объявления независимости Израиля, члены Лехи в Иерусалиме активно готовились к будущим событиям, несмотря на то что Иерусалим не должен был входить в состав нового государства. Переход от подпольной организации к военной структуре потребовал переустройства и создания лагерей для подготовки бойцов. Один из таких лагерей был организован на территории Лифты, где готовились к операциям в Старом городе и за его пределами.
К февралю 1948 года, деревни в этом районе были полностью опустошены. В Лифте временно обосновались еврейские беженцы, в основном из квартала Шмуэль а-Нави. После войны за независимость и заключения соглашения о перемирии, большая часть земель Лифты оказалась в пределах Израиля и была включена в юрисдикцию муниципалитета Иерусалима. На оставшейся части, которая перешла под контроль Иордании, были созданы военные базы, а беженцы разместились в жилье, оставшемся после изгнанных евреев Старого города.
Эти драматические события отразили напряженность и сложность ситуации в регионе, оставив глубокий след в истории обеих общин.
Лифта после Войны за Независимость»
12 апреля 1949 года в Сохнутовском отделе по работе с иммигрантами состоялось совещание, в ходе которого было решено передать Мусрару и Лифту отделу абсорбции для расселения в них новых репатриантов.
14 ноября того же года в деревню прибыли первые 100 поселенцев, которые были размещены в заброшенных домах; отдел по работе с иммигрантами предоставил им самые необходимые предметы быта, включая кровати, матрасы и одеяла. 16 декабря газета «Маарив» опубликовала эмоциональную статью под заголовком: «Освобождение может начаться с Мей Нефтоах — в Лифте вновь мерцают огни», но в подзаголовке уже начинают проступать первые намёки на трудности тамошней жизни. В ноябре 1949 года территория Лифты стала частью Иерусалима.
В марте 1950 года в новом посёлке уже проживало около 80 семей численностью около 300 человек. Конечной целью на тот момент было увеличение населения Лифты до 100 семей.
Условия жизни в Лифте были очень тяжёлыми, а состояние заброшенных домов — чрезвычайно плохим. Здесь не было подключения к системам водоснабжения, электричеству и канализации. Вдобавок к этому, добираться в Лифту было достаточно сложно, в ней не было ни единой дороги, а общественный транспорт добирался только до въезда в верхнюю часть деревни. Там не было ни продуктового магазина, ни врача, ни детской поликлиники.
Чтобы не пропустить новые фото и видео рассказы о путешествиях по Израилю и не только подписыватесь на обновления на Телеграм и Youtube каналах.
А также в социальных сетях Facebook и Instagram
Также буду рад подружиться и пообщаться с вами в песочнице у Марика
Представители жителей Лифты во главе с Аароном Катриэли начали рассылать письма в различные правительственные учреждения: в муниципалитет, Еврейское агентство, Еврейский Национальный фонд и в разные министерства. Ответственность за Лифту перебрасывалась от одного управления и департамента к другому. Пример такого перекладывания ответственности можно найти в письме от 17 октября 1950 года, от главного врача районного управления здравоохранения к инспектору по делам имущества отсутствующих, в котором говорится:
«Тема: ремонт домов в Мей Нефтухе и Минхате (Лифта и Малха). Из ответа г-на Кушнира из технического отдела Агентства от 6.10.50 на Ваше письмо… становится ясно, что Агентство не готово провести ремонт домов в этих посёлках. Я не знаком с обменом письмами между Вами и Агентством и не мне судить о договорённостях, заключённых в устной или письменной форме о производстве этого ремонта, но это моя обязанность — обратить внимание всех сторон на опасность, которая грозит здоровью жильцов, если их квартиры и дома не будут отремонтированы вовремя, поэтому я прошу Вас еще раз разобраться в этом вопросе с Агентством и сделать необходимый ремонт перед сезоном дождей».
Тем не менее состояние квартала продолжало оставаться тяжёлым. В ноябре 1952 года деревенский комитет от имени йеменских евреев, размещённых в Лифте, отправил премьер-министру Давиду Бен-Гуриону письмо с отчаянным призывом:
«Что уготовила нам судьба, без нашего ведома нас вывезли из лагеря в заброшенную арабскую деревню и ввели нас в заблуждение, сказав, что едем в Иерусалим и там мы устроимся. Мы отнеслись к их словам как к вбитым гвоздям, и не думали, что они хотят бросить нас, как собак, в место тьмы и смерти. Место запустения и опустошения, место со спусками и подъёмами, место, которое никогда не исправить. Место зверей и лазутчиков, границы и врагов. Без охраны и безопасности, заброшенное место и страх перед врагами и лазутчиками. О, что нам досталось, что мы вынесли на собственных спинах… Мы платим налоги в муниципалитет, и нет у нас безопасности, и как обстоят дела со светом, как идет ремонт дорог, уборка улиц и санитария… Вот почему мы просим у нашего господина и советника премьер-министра Израиля, примите нашу просьбу… Либо присылайте охрану к нам в Нижнюю Лифту днём и ночью, либо отвезите нас в подходящее и безопасное место…»
В 1968 году ученики школы искусств «Бецалель» обратились к мэру города Тедди Колеку с просьбой предотвратить разрушение Лифты. Тогда в Лифте проживало около 300 еврейских семей. В период с 1969 по 1971 год из деревни было вывезено 285 семей, получивших компенсацию и жильё в Иерусалиме.
Последние 13 семей покинули Лифту только в 2017 году
На застроенной территории Лифты до наших дней сохранились остатки мечети, кладбища, водосборника, террас и фруктовых садов. 55 из порядка 410 домов деревни остались заброшенными, за исключением одного здания, которое было отремонтировано и некогда функционировало как реабилитационный центр для наркозависимых. За прошедшие годы заброшенные здания были серьезно повреждены бомжами, каменные стены разобраны, потолки домов взорваны. На протяжении многих лет в Лифте находили убежище обездоленные подростки и другие бездомные, которые селились в местных домах, как правило, на непродолжительное время.
В 1984 году в деревне была обнаружена группа религиозных экстремистов (известная как «Банда Лифта»), планировавшая взорвать мечети на Храмовой горе, но её членов арестовали незадолго до того, как они смогли осуществить свой план.
В 90-е годы прошлого века в Лифте жили русскоязычные новые репатрианты, принёсшие туда свою музыку, культуру и… наркотики.
В 2011 году остатки Лифты хотели снести и построить на её месте роскошный развлекательный комплекс-отель. Бывшие жители Лифты подали петицию, чтобы деревню сохранили как историческое место.
В августе 2022 года муниципалитет Иеруалима и Земельное управление достигли соглашения об отмене проекта и о том, что оставшиеся дома деревни будут сохранены.
Таким образом, сегодня Лифта — последняя сохранившаяся безлюдная арабская деревня, которая не была перестроена или повторно заселена.
Если вы обратили внимание, то на паре фотографий выше виден водоем. Так вот это и есть тот самый Эйн Нафтоах, или же Эйн Лифта
По дороге обратно внезапно обнаружились цветущие Ароники…
И если многие тайны Лифты ответы были найдены, то вопрос как и когда сюда попала эта машина остается открытым…
Дорога обратно была гораздо быстрее. Опять тот же мост, ручей Сорек и Иерусалимские горы…. Кстати, карта как мы шли будет в конце
Ну, цветением начали им же и закончим.
Теперь, когда вы вместе со мной посетили эти новые места, посмотрите на интерактивную карту и найдите новые для себя места и маршруты для путешествий, чтобы Увидеть Израиль.
Как я уже сказал, наш маршрут был 10 км с перепадом высот в 300 метров суммарно.
Карта пеших маршрутов по Израилю
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.