Строительство дома началось в апреле 1924 года, и через полтора года он уже был готов. Наружные стены и балконы были декорированы скульптурами, внутренняя отделка разрабатывалась художниками школы «Бецалель», а центральная башня дома была увенчана квадратным деревянным куполом. Мегидович разработал уникальный механизм, полностью «ручной», при помощи которого лепестки купола открывались и образовывали террасу под открытым небом.
Второй выпуск наших с lyolik-il рассказов об интересных домах Тель Авива будет посвящен «дому-дуэлянту» Пагоды, дому, который многие считают самым красивым в Белом городе, который мог бы дважды исчезнуть, чья история насыщенна событиями, взлетами и падениями. Итак…
Одна из красивейших улиц Тель-Авива – бульвар Ротшильд (чья история заслуживает отдельного рассказа) – это практически неисчерпаемый источник историй и рай для фотографа. Почти каждый дом на бульваре — будто микромир с красочный прошлым, и если погружаться в него, то будет казаться, что смотришь старое черно-белое кино, в котором ездят по улицам длинные автомобили с громкими клаксонами, стучат копытами лошади, мужчины прогуливаются с тростями, а женщины – в шляпках…
Один из таких микромиров – дом номер 46 по бульвару Ротшильд.
Он был спроектирован в 1924 году для богатого американского купца Якова Левина знаменитым тель-авивским архитектором Йегудой Мегидовичем. Построенный в стиле тосканской виллы, дом выделялся среди прочих своей красотой и роскошью. Это было сделано намерено – и сам Левин хотел, чтоб при одном взгляде на дом все понимали, что там живет богатый американец, и поговаривали, что Мегидович попытался превзойти в своем творении Дом-Пагоду, построенный его соперником – архитектором Александром Леви.
Купцу Левину дом был слишком «велик», поэтому часть его постоянно сдавалась в аренду. В 1934 году Яков Левин скончался, а его семья, оказавшаяся не в силах содержать такой дом, в 1936 году продает его банкиру и промышленнику Цви Брайеру. Сам Брайер жить в этом доме не собирался, и открыл в нем школу для детей английских офицеров, проходящих службу в подмандатной Палестине, а потом школу для изучения английского языка.
Для того чтобы освободить больше пространства под аренду, Брайер переделывает внутреннюю планировку дома. Там был устроен зал, сдаваемый в аренду под общественные и частные мероприятия, и небольшой банк. Через некоторое время семья Брайер оставляет дом, а к 1948 году его покидает большинство организаций-арендаторов. Дом, не ремонтировавшийся с момента постройки, быстро ветшал, и в 1948 году городской совет принял решение о его сносе.
Поначалу дом спасло то, что воспользовавшись бюрократическими проволочками, он был занят под штаб организацией «Хагана». Однако муниципалитет Тель-Авива и сам Брайер настаивали на сносе, тем более что на месте дома было запланировано возвести четырехэтажную гостиницу и офисное здание. Во второй раз дом Левина спасает – неожиданно! – первый посол СССР в Израиле Михаил Федорович Бодров. Несмотря на сопротивление Брайера и благодаря поддержке министра иностранных дел Моше Шарета, дом ремонтируется и сдается в аренду советскому посольству, которое просуществовало там вплоть до 1956 года.
Одним поздним февральским вечером 1953 года, в разгар антисемитской компании «Дело врачей», члены организаций «ЛЕХИ» и «ЭЦЕЛЬ» в знак протеста совершают террористический акт – бросают гранату под окна кухни дома Левина. По их расчетам, в это время там не должно было находиться ни души, однако они просчитываются. В результате взрывом гранаты ранит супругу посла Клавдию Ершову. Инцидент приводит к разрыву дипломатических отношений между Израилем и СССР, которые впоследствии были восстановлены ценой свободы организаторов и исполнителей теракта. Однако в дом Левина посольство СССР больше не вернулось, переехав в Рамат-Ган.
Здание снова опустело, но тут уже сам Брайер, передумав насчет сноса, решил в нем поселиться. Он ремонтирует дом, поселяется с семьей на втором этаже, сдав первый банку. После смерти Брайера здание стоит пустым и медленно, но верно ветшает до начала 80-х годов, когда его покупает Альфред Акиров, владелец компании «Альров». В 1991 году дом Левина был объявлен памятником архитектуры, и вскоре были начаты работы по его восстановлению под руководством архитектора-реставратора Амнона Бар-Ора.
Реконструкция дома Левина беспрецедентна по своей сложности. Дом, имеющий многочисленные повреждения, был разобран вручную: с него были сняты все архитектурные украшения, а так же деревянные конструкция и кровля. В это же время на месте снесенного домика для прислуги начинает строиться небоскреб с большой подземной автостоянкой; и дабы проводимые работы не повредили дому еще больше, его целиком отрывают от фундамента при помощи специальных домкратов и устанавливают на металлический постамент.
Реставрационные работы продолжались вплоть до 1998 года. За это время были восстановлены все лепные украшения, укреплены несущие стены и фундамент. А механизм, открывающий крышу, созданный Мегидовичем почти 70 лет назад, до сих пор был исправлен и работал!
В конце работ дом был снят с постамента и водружен на новый фундамент, все украшения и конструкции заняли свое место, деревья из необычного сада, некогда разбитого для дочери Левина, и переживавшие период реконструкции в теплице неподалеку от Кфар-Сабы, были возвращены назад. Дом Левина снова обрел свою красоту и достоинство и был готов к приему новых обитателей.
С 1998 по 2006 год в здании дома Левина располагались офисы и выставочные залы аукциона «Сотбис». Затем дом был продан за 35 миллионов шекелей канадскому миллионеру Джерри Шварцу, обошедшего в этом Аркадия Гайдамака и Льва Леваева. Сегодня в доме находится канадская финансовая компания.
Еще одной особенностью дома Левина стало то, что он единственный сохранил на себе табличку со старой нумерацией – когда-то, когда нумерация на бульваре Ротшильд начиналась со 121 дома, он носил номер 175 (и вот почему)
Так и стоит он, жемчужина бульвара, и даже возвышающиеся рядом небоскребы не способны заслонить и затмить его; они лишь подчеркивают его красоту и изящество. Много других историй и легенд связано с ним: от шпионских страстей до любовных, но не будем раскрывать их все – ведь в доме, как и в женщине, всегда должна оставаться какая-то тайна.
Текст составлен по материалам этой записи в ЖЖ.
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.