Так что же такого есть в Хевроне, что на протяжении сотен лет евреи не хотят оставлять это место? Ради чего тут происходят конфликты между евреями и арабами? Почему тут гибнут люди? Для чего нужно еврейское присутствие в городе?
“…Авраам похоронил Сару, жену свою,
в пещере поля Махпелы, против Мамрэ,
он же Хеврон, в стране Кнаан…”
Первая книга Торы “Берейшит” недельная глава “Хайей Сара”
“Поэтому, тот, кто хочет служить Господу, пусть не жалеет средств, и полюбит место, связанное с нашими Святыми Праотцами, всем сердцем и всей душой, и приложит все силы, чтобы укрепить наше поселение в этом месте.
И в заслугу этого удостоится он приблизиться к святости наших Праотцов, и поднимутся его молитвы высоко, до самых небес – через Пещеру Махпела, и заслужит изобилие, благословение и жизнь.”
Из письма, которое написал Любавический “Средний Ребе” хасидам ХаБаДа, которые по его указанию поселились в Хевроне в 1823г..
Наверно однозначного ответа нет… Но есть тут второе по святости (после Стены Плача) для евреев место – Пещера Махпела. Склеп патриархов в древней части Хеврона, в котором, согласно Библии похоронены Авраам, Исаак и Иаков, а также их жёны Сарра, Ревекка и Лия. Авраам купил это место у хетта Ефрона за 400 шекелей серебра. Согласно еврейской традиции, здесь также покоятся тела Адама и Евы.
В отдельных залах, разделенных толстыми стенами и тяжелыми дверьми молятся своим богам представители обеих конфессий. Сегодня для еврейского населения открыты маленькие залы Авраама и Сары, Якова и Леи. Огромный зал Ицхака и Ривки с выходом в сами пещеры находится в мусульманской части здания и открыт для евреев только десять праздничных дней в году. В один из таких дней, в шабат когда читают главу “Жизнь Сары” мы и посетили это святое место.
Среди четырех библейских городов Израиля (Сихем (Шхем), Вефиль (Бэт-Эль), Иерусалим, Хеврон), сохранившихся до сего дня, Хеврон – самый древний. Патриарх Авраам выбрал именно Хеврон – Кирьят-Арбу, в качестве первого места для поселения на территории Святой Земли. Именно в Хевроне он купил первый земельный надел – пещеру Махпела для погребения своей жены Сарры (Быт. 23:8-17). В этой пещере Авраам завещал похоронить и себя.
Почему для патриарха Авраама было принципиально важным приобрести именно эту пещеру для погребения Сарры
Мидраш – Устная Тора, дополняет библейское повествование: «Авраам открыл тайну пещеры, когда гнался за волом, которого хотел заколоть для трех своих таинственных гостей – ангелов. Вол привел его прямо к пещере Махпела. Внутри Авраам увидел яркий свет, часть того первозданного света, который Бог уготовал для праведников, и вдохнул сладостный аромат, исходящий из Эдемского сада. Авраам услышал голоса ангелов: «Здесь захоронен Адам. Здесь также упокоятся Авраам, Исаак и Иаков».Тогда Авраам понял, что эта пещера является входом в Эдемский сад, и именно с тех пор он хотел получить её для захоронения».
Книга «Зоар» подтверждает повествования Мидрашей, сообщая о том, как праотец Адам после изгнания из Эдемского сада однажды проходил мимо и узнал в свете, исходящем из пещеры, свет Рая. Он понял, что здесь находится туннель, соединяющий наш земной мир и мир Горний, туннель, по которому поднимаются к Богу наши молитвы, а души попадают в Вечность после смерти тела. Поэтому завещал Адам похоронить себя только в этой пещере.На снимке «Седьмая ступень» о которой в продолжении рассказа
Авраам купил это место у хетта Ефрона за 400 шекелей серебра. Согласно Библии (Быт.23; 49:29-32; 50:13), в пещере похоронены Авраам, Исаак и Иаков, а также их жёны Сарра, Ревекка и Лия. Мидраш подробно описывает погребение Сарры, которое сопровождалось чудесными явлениями:
«Стоило Аврааму войти в пещеру с телом Сарры, как Адам и Ева поднялись из своих могил и направились на встречу. При этом они сказали, что чувствуют стыд за свой грех: – «Теперь когда ты пришел сюда, наш стыд стал ещё больше, поскольку мы видим твои добродетели». – «Я буду молиться за вас, чтобы вы не мучались больше от стыда», – сказал им Авраам. Услышав эти слова, Адам успокоился и вернулся в свою могилу, но Ева упиралась до тех пор, пока Авраам не захоронил её снова».На снимке: задержанные за правонарушение палестинец
В иудаизме Пещера Праотцев это второе по святости место (после Храмовой горы), также почитается христианами и мусульманами.На снимке: обозначение захоронения Авраама
Здесь, у могил праотцев, молились евреи в эпоху римлян и Византии, и в ранний арабский период, когда еще не было таких гонений на евреев. Арабы называли город: Халил аль Рахман, что означало: «Друг Бога», говорят, что так они произносили имя Авраама.
Крестоносцы, прогнав евреев и мусульман, выстроили церковь и монастырь, которые также потом были разрушены. Мусульмане выстроили на этом месте мечети.
В 13 в. султан мамелюков Бейбарс 1 запретил евреям вход в пещеру. Теперь им разрешалось подниматься лишь на пятую, а позже – на седьмую (!) ступень лестницы, что тянулась по внешней стороне восточной стены гигантского сооружения, и опускать записки с мольбой Всевышнему в отверстие в стене около четвертой ступени. Это отверстие проходило через всю толщу стены, более 2 м.
В византийскую эпоху южная оконечность здания была превращена в церковь, освященную в честь патриарха Авраама. Христиане входили через одни ворота, евреи – через другие. В VI в. со всех четырех сторон были построены галереи. Завоевав Палестину, арабы поручили евреям, в благодарность за их поддержку, надзор за пещерой. Надзиратель за святыней получил титул «служитель отцов мира».На снимке захоронение Леи
Пещеру Махпела мусульмане до сегодняшнего дня почитают не только как могилу Авраама, но и как место, над которым пролетал пророк Мухаммед во время своего путешествия на небо. Согласно арабской легенде, когда пророк Мухаммед летел на коне в Иерусалим, над Хевроном он услышал голос архангела Джебрила (Гавриила): «Сойди и помолись, ибо здесь могила отца твоего Авраама».Захоронение Яакова
Говоря о מְעָרַת הַמַּכְפֵּלָה «Меарат ха–Махпела»или в русской традиции – Пещера Праотцев, как правило, имеется в виду грандиозное сооружение над самими пещерами. Примечательно, что возведение этого монументального сооружения, находящегося в центральной части современного Хеврона, со стенами высотой 12м принадлежит царю Иудеи — Ироду Великому. Это величественное строение состоит из каменных блоков (наибольший из них 7,5 х 1,4 м). Поверхность стен Меарат ха–Махпела напоминает Западную Стену Храмовой горы (Стену Плача) в Иерусалиме.Захоронение Сары
Входя по ступеням в грандиозный мавзолей оказываемся на втором этаже, в обширном сводчатом помещении, разгороженном на залы и коридоры. Это – надстройка над тем, что находится внизу, в подземелье, куда закрыт доступ уже семь веков. Здесь все шесть символических надгробий. Из древних источников известно их расположение там, внизу, в пещере: в центре – могилы Авраама и Сарры, к северо-западу от них захоронения Иакова и Леи, к юго-востоку – Исаака и Ревекки.
Погребальный склеп библейских патриархов с архаичных времен был окружен загадками и легендами. Вот одна из них.В 1643 году Махпелу посетил султан Оттоманской империи. При осмотре мечети султан случайно уронил свою саблю в отверстие в полу, через которое она попала в погребальный грот патриархов. По приказу султана за саблей были на веревках спущены несколько слуг, но всех их извлекали из пещеры мертвыми. Местные жители-мусульмане даже под страхом смертной казни отказывались спускаться в грот. Тогда один из советников султана посоветовал ему потребовать от евреев достать саблю.
Аврам Азулай взял на себя эту миссию и спустился в пещеру. Там он встретил Адама с Евой, Авраама с Сарой и других праотцев, которые объявили ему, что он должен покинуть земной мир. Однако, для того, чтобы гнев султана не спровоцировал преследование евреев Хеврона, Аврааму Азалаю было позволено быть первым в истории человеком, вернувшимся из пещеры праотцев. Сабля была возвращена султану, а спустя сутки Аврам Азулай умер.
Ближе к заходу шабата наконец-то открылся зал Ицхака, куда евреям разрешен вход всего 10 дней в году. В остальные дни он используется как мечеть
Продолжим… После того как 8 июня 1967 года в ходе Шестидневной войны Хеврон был захвачен Армией Обороны Израиля, и вход в здание над погребальным склепом патриархов был вновь разрешен не мусульманам, многими предполагались попытки проникнуть в погребальную камеру через узкий проем в полу мечети (в который когда-то упала сабля султана). Диаметр проема не превышал 30 см. Сейчас в это отверстие, по установленному религиозному обычаю каждое утро охранник ВАКФа спускает вниз, масляную лампу, «неугасимую лампаду». Это отверстие – единственный открытый вход в расположенное под полом пространство.
Спуститься же в сами пещеры, где погребены библейские патриархи, за всю историю современного Хеврона довелось всего нескольким людям.
О первом после 700 летнего перерыва посещении погребального склепа повествует Моше Даян (экс-министр обороны Израиля) в своей книге «Жить с Библией»: «Первой спустилась по нему Михаль, дочь одного из наших офицеров, тоненькая двенадцатилетняя девочка, отважная и сметливая, не побоявшаяся не только духов и бесов, существование которых не доказано, но и змей и скорпионов, которые являются вполне реальной опасностью. …Спустившись в пещеру с фонарем и фотоаппаратом она сделала фотоснимки и наброски увиденного карандашом. Выяснилось, что в подземелье имеются надгробия, арабские надписи Х в. по Р.Х., ниши, ступеньки, которые ведут наверх, хотя вход заделан, мало того, на фотоснимках не было видно следов двери»
Сама Михаль позднее описала свою спелеологическую экспедицию: «В среду 9 октября 1968 года, мама спросила меня, не соглашусь ли я спуститься в подземелье под Меарат ха-Махпела. …Машина тронулась и вскоре мы были в Хевроне….Я вылезла из машины и мы пошли в мечеть. Я увидела проем, через который должна была спуститься. Его вымерили, его диаметр равнялся 28 см. Меня перевязали веревками, дали фонарь и спички (чтобы определить состав воздуха внизу) и начали спускать.
Приземлилась я на кучу бумаг и бумажных денег. Я оказалась в квадратной комнате. Напротив меня были три надгробия, среднее более высокое и более разукрашенное, чем два других. В стене напротив был небольшой квадратный проем. Наверху немного отпустили веревку, я пролезла через него и очутилась в низком, узком коридоре, стены которого были высечены в скале. Коридор имел форму прямоугольной коробки. В конце его была лестница, и её ступеньки упирались в заделанную стенку….Я вымерила шагами узкий коридор: он равнялся 34 шагам. При спуске я насчитала 16 ступенек, а при подъеме только пятнадцать. Я поднималась и опускалась пять раз, но результат оставался тем же.
Каждая ступенька была высотой 25 см. Я взошла по ступенькам в шестой раз и постучала в потолок. Раздался ответный стук. Вернулась назад. Мне дали фотоаппарат, и я спустилась снова и сфотографировала квадратное помещение, надгробия, коридор и лестницу. Снова поднялась, взяла карандаш и бумагу и снова спустилась и сделала наброски. Вымерила комнату шагами: шесть на пять. Ширина каждого надгробия равнялась одному шагу и расстояние между надгробиями тоже одному шагу. Ширина коридора равнялась одному шагу, а его высота — примерно одному метру. Меня вытащили. При подъеме я обронила фонарь. Пришлось снова спускаться, снова подниматься»
Кроме этого описания погребального склепа под Меарат ха-Махпела более подробного просто не существует. Сегодня проем, по которому спускалась в склеп Михаль, закрыт каменной плитой, больше в подземелье никто не спускался, за этим пристально следят надзиратели мечети и израильская полиция. Единственное отверстие находится под балдахином на четырех столбах, через него опускают по мусульманскому обычаю неугасимую лампаду. Мерцание горящей лампады можно увидеть, заглянув внутрь отверстия. Свет лампады призван напоминать всем посетителям Меарат ха-Махпела о свете райского сада, который, по преданию, увидел праотец Адам.
Религиозные евреи готовятся к встрече шабата в пещере Патриархов и чтению главы Торы «Жизнь Сары» в которой рассказывается о том, как Авраам купил пещеру
В 1981 г. была предпринята еще одна попытка изучить пещеры с захоронениеми. К этому времени, устранив вызванную войной анархию, был установлен порядок посещения святых мест евреями и арабами и, как уже сказано, внутренняя огромная территория мавзолея разделена была на еврейскую и арабскую части. И было еще установлено, что только десять дней в году, на религиозные праздники, евреи могут молиться на всей территории, а арабам в эти дни доступ внутрь помещения был запрещен. То же и для арабов, у них были свои десять дней.
И вот в один из таких разрешенных дней, накануне еврейского Нового года Рош а-Шана, в числе многочисленных паломников прибыла в Хеврон группа евреев-ашкенази. Среди них были профессиональные археологи, и все вооружены припрятанными топорами и ломами, — атрибутами, весьма далекими от ритуальных молитв. Всю ночь продолжалась служба, и, пока в залах произносились молитвы многими людьми, и звучало громкое пение, пользуясь шумом, а также вследствие разрешенного перемещения по всей территории мавзолея, удалось тем ребятам забраться под шатер в зале Ицхака и с помощью ломов вскрыть замурованное каменными плитами, обнаруженное Михаль отверстие. Через довольно широкий проход проникли без труда в «ламповую комнату», подняли надгробья… Под ними была пустота, туда вел еще один ход-люк в полу, ведущий в двойную пещеру Махпела.
Она-таки действительно была двойной. Им удалось проникнуть через люк в наружную полость пещеры, дальше пройти было невозможно, потому что обе полости, наружная и внутренняя, самая глубокая, забиты были землей. Чтобы проникнуть глубже, потребовались бы трудоемкие земляные работы, продолжавшиеся несколько дней, а, может, месяцев. Обнаружили в этой наружной пещере черепки керамических сосудов времен первого Храма и разбросанные кости…
В общем, вся подземная структура вполне соответствовала типовым захоронениям «могила-люк» тех времен, 3700-3800 лет назад, времен Авраама. Тогда, во времена праотцев, и еще тысячелетия спустя евреи могли молиться у священных могил! Но сейчас пещера Махпела продолжает хранить свои тайны.
Тот самый единственный вход в подземную чать пещеры
Хоть и простой, но очень замысловатый рисунок. Такой же, как и та в музее мозаик «Доброго самаритянина», что порвала мне мозг
Как уже было сказано вход для евреев в грот пещеры Махпела был открыт после победы в Шестидневной войне. Какое-то время внутренняя территория грота не была разделена, и евреи и арабы молились в одних и тех же залах. Тогда же было начато строительство кварталов Кирьят-Арбы. Заселение города началось в 1971 году.
После подписания соглашений в Осло участились нападения на евреев в Хевроне. Арабы открыто готовили террористический акт, массовое убийство в день праздника Пурим 1994 года. Толпа арабов собралась снаружи Пещеры с угрожающими криками накануне праздника. В тот день читали Свиток Эстер в зале Ицхака, и житель Кирьят-Арбы доктор Барух Гольдштейн, офицер ЦАХАЛа, еще ранее предупрежденный о необходимости подготовить поликлинику к «возможному приему большого количества раненых», вышел из Пещеры Праотцев со словами:- Я больше не могу этого вынести!А на следующее утро он зашел туда, где молились арабы, и расстрелял 29 человек и десятки ранил. Он был растерзан
Коротенькое видео для полноты ощущений
- Хеврон – Здесь берет свое начало еврейская история
- Хеврон сегодня. Между прошлым и будущим
- Сокровище Хеврона
- Пещера Патриархов в Хевроне
- Такие разные хевронцы
При подготовке материала использованы тексты и информация со следующий интернет ресурсов: МАОФ, Заметки по еврейской истории, Место встречи, LB.ua, Wikipedia
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.