Согласно «Орднунгу» выбирается фасон и цвет одежды, решается наказывать «отступников» или проявлять к ним снисхождение. Вообще, свою лепту в эти правила вносит и местный епископ: доходит до того, что в каждой общине именно он определяет ширину полей мужской шляпы. 6. Амиши — пацифисты, они не могут брать в руки оружие и уж тем более воевать. Амиши с 1961 года не платят налоги, связанные с социальным страхованием, так как отказываются от социальной поддержки государства: страховки, медицинской помощи и пенсий. Основное занятие амишей — земледелие и фермерство, которое их и кормит. Счастье для них — большая семья, где много-много детей, взаимопомощь между членами общины и смирение перед Богом. 7. Каждый амиш строго соблюдает «Орднунг». Он никогда не водит машину (ему это попросту запрещено, так же как и летать на самолетах), а управляет повозкой, запряженной лошадью. Он не пользуется трактором, а все так же по старинке возделывает землю плугом, куда запрягает мулов или волов. У него в доме нет электричества, а значит, никакого телевизора, телефона, компьютера, а уж тем более интернета. Вместо холодильника — специальная камера, куда загружают лед, вместо электроплиты — газовая печка, вместо люстры — керосинка. Да и ванна с туалетом находятся за пределами дома. 8. Типичная кухня-салон в доме амишей 9. Интересно, что амиши не против электричества как такового, все дело в проводах, которые его подводят и, по их мнению, служат еще одной тропинкой из тлетворного внешнего мира. Это же относится и к трубам, подводящим газ. Кстати сотовыми телефона она могут иногда пользоваться. Проводов то там нет :) 10. Самые распространенные амишские экипажи – это прямоугольные кабинки, которые они называют «багги» (от слова «bug» – жук, а «buggy» соответственно «жучок»). 11. 12. Для амишей лошадь всегда была и по прежнему остается не роскошью, а средством передвижения. 13. Для индивидуального передвижения амиши также часто используют самокаты. Амиши не фотографируются. Они не любят когда их фотографируют и сами никогда не фотографируются. И кстати по этой причине государство специально для амишей разработало паспорта без фотографий. Семейных фото в домах амишей не найдёшь, но на стенах у них висят так называемые «семейные списки». 14. ДОМ и СЕМЬЯ Дома амишей, как и большинство домов в Америке, деревянные. Если на снимках они выглядят кирпичными или даже каменными, то это только облицовка: каркас и все перекрытия из дерева. 15. Внешне дома амишей ничуть не отличаются от домов других американцев. 16. На многих домах можно увидеть большие «красноармейские» звезды – старинный знак, имеющий тот же смысл, что и подкова: на удачу. Подковы тоже иногда попадаются, но звезды чаще. 17. Неотъемлемой частью интерьера дома амишей является одеяло из лоскутков – называемое куилт (quilt), а также деревянные вещи – сундуки, стулья, кровати, кресла-качалки. 18. Настоящий куилт на продажу Детские игрушки – простые, самодельные: тряпичные куклы, деревянные паровозики, кубики. 19.
Инбридинг. Да будет вам известно, что все американские амиши произошли всего лишь от 200 семей. Т.е. у амишей большая проблема с инбридингом т.е. близкородственными связями. Поэтому у них часто рождаются больные дети, которые часто погибают. Смертность среди новорожденных амишей очень велика. Сами же амиши говорят: «Такова воля бога…»
Амиши похожи на самаритян — и те и другие буквально соблюдают заповеди Книги и любят трудиться. Амиши похожи на жителей квартала Меа Шеарим. Опять же живут с верой во всевышнего и по неизменными традициями на протяжении вот уже нескольких десятков, или даже сотен лет и одинаково не любят фотографироваться. Амиши не похожи ни на кого. Они называют себя plain people — простые люди. И так оно и есть. Ведь чем меньше прогресса тем меньше проблем. Об амишах я слышал хоть и немного, но достаточно для того, чтобы при первой возможности посетить эту общину и познакомиться, хоть и поверхностно, с их образом жизни. Ну что, к амишам?
Увидеть Израиль можно и через социальные сети
Орднунг (порядок). Это перечень правил, которые давным давно старейшины данной общины приняли за веру. Это перечень не только религиозных, но и гражданских правил. Все они основаны на Библии.
У амишей в семье, как правило, 7 детей, поэтому популяция амишей одна из самых быстрорастущих в мире. ШКОЛА Школы амишей – это особая тема. 20. Все ученики сидят в одной комнате и учатся восемь лет. 21. Преподают в этих школах девушки, сами недавно их закончившие и еще не вышедшие замуж. 22. В школах они изучают только те предметы и только в том объеме, который им пригодится на фермах: ботанику, зоологию, арифметику, основы геометрии,английский. Особое внимание уделяется немецкому языку, ведь дома амиши говорят на пенсильванском диалекте немецкого. 23. Пример пенсильванского немецкого диалекта 24. Амиши считают, что для традиционной фермерской жизни такого образования вполне хватает, однако если кто-то хочет дать детям современное образование, то может записать их в ближайшую обычную школу. 25. Из книг, не считая детских, они оставили себе только Библию. Из картин – настенные календари и газету, которую сами печатают про погоду, урожай, надои, посев или жатву. 26. РУМСПРИНГА С 15 лет подростки амиши вступают в так называемый румспринга — период, когда они могут попробовать мир на вкус, делать, что им хочется, нарушать правила общины и даже уехать из поселения. Часто в это время они впервые пробуют алкоголь или табак, примеряют современную одежду. 27. Это этап, когда амиш-подросток может увидеть все стороны жизни окружающего мира, как позитивные, так и негативные, и сделать совершенно осознанный добровольный выбор между жизнью «в миру» и жизнью в религиозной общине амишей; окончательно принять крещение, или отказаться и покинуть общину амишей, уйти в большой мир. Наверняка многие удивятся, но более 90% подростоков возвращаются в общину и решают остаться амишами. Навсегда.
Мейдунг. Нарушение орднунга и изгнание из общины. Например, связь с девушкой вне общины, постоянные контакты с людьми не из общины. Мейдунг пожизненный. Вернуться обратно в общину нельзя.
ОДЕЖДА Что касается одежды амишей, то она отличается простотой и строгостью, к тому же она всегда домотканая. 28. В их костюме не встретить молний и клепок. Они не носят кроссовок, ремней, кепок. Цвета для одежды всегда выбирают приглушенные, неяркие. 29. Женщины обязательно носят длинные платья, поскольку Библия учит скромности. Платья однотонные из тонкой материи, похожей на шерсть, но с обязательным передником: у замужней женщины он черный, у незамужней – белый. 30. Фасон такого платья стабилен последние двести лет. Платье как правило синее, иногда голубое. Замужние дамы иногда вместо синего платья носят черное вместе с черным чепцом, опять же решение в этом вопросе принимает епископ общины. Кроме того, женщинам-амишам нельзя носить украшения, краситься и стричь волосы. Все эти правила придуманы для того, чтобы у амишей не возникало тщеславия и желания каким-либо образом приукрашивать себя. Даже свадебное платье шьется однотонным, без украшений,такого же фасона, чтобы завтра можно было его надеть на работу. 31. Строго регламентированы внешние различия холостых, женатых и замужних. Это форма шляп и чепчиков, цвет платья и другие несущественные мелочи. Например чепчики для замужних женщин в виде сердечка. 32. Мужская одежда включает в себя повседневный рабочий костюм из брюк простого покроя на бретелях и светлой рубашки, все дополняется соломенной шляпой с черной лентой. Второй вариант мужской одежды — это костюм для выхода в свет. Его мужчина надевает, если собирается в город — это черный пиджак или черный жилет и брюки, черная фетровая шляпа. 33. Только женатые мужчины имеют право носить бороду, но усы амиши не носят, они запрещены по закону. В память о тех печальных временах, когда на исторической родине их преследовали прусские солдаты, одетые в яркую форму с широкими поясами и большими пуговицами, мужчины вместо ремней носят только подтяжки,а женщины всячески стараются избегать пуговиц, заменяя их булавками и заколками. 34. РАБОТА Амиши не покупают дорогую одежду, еду, ювелирные украшения, косметику и парфюмерию, не употребляют спиртное, а самое главное – работают на своих фермах и в мастерских от зари до зари. 35. 36. По официальной статистике Министерства сельского хозяйства, амишевские фермы среди самых продуктивных в стране. 37. 38. Сельским хозяйством амиши занимаются по старинке; коровы их пасутся на открытых лугах 39. 40.
Технология. Для амишей характерны повозки и ручной труд. Всё делается руками или с помощью домашнего скота, в основном лошадей. При всей своей сложности и трудоёмкости вся выпечка амишей считаются самой вкусной в США.41. 42. Все продукты у них экологически чистые и качественные. 43. 44. Кроме того, что амиши прекрасные фермеры они еще и знамениты своими ремеслами. В их деревнях есть множество магазинчиков поделок и сувениров, сделанных их руками. 45. 46. 47. Амиши – известные столяры и плотники, они делают добротную, слегка старомодную, но зато настоящую деревянную мебель. 48. Мебель от амишей делается только из дерева, без древесно-стружечных плит. Мебель довольно-таки дорогая, но очень крепкая и надежная. ОБЩИНА Община играет большую роль в жизни амишей. Так как амиши не имеют страховок, то за каждый визит к врачу они платят на месте наличными. Если кому-то из них требуется серьезная операция, сбрасывается вся община.
Здоровье. Показатели здоровья амишей примерно в 2 с лишним раза лучше, чем у любого американца. Всё это связано со здоровым образом жизни.
Если кому то из амишей нужен новый дом (образовалась семья или случился пожар), строят его всей общиной. Собираются десятки, если не сотни мужчин и за один день (!) возводят большой деревянный дом буквально под ключ. 49. Женщины в этот день готовят на всех еду, и заканчивается такой день совместным обедом. 50. У амишей нет домов для престарелых. Если в чьем-то доме есть пожилой человек, который уже сам не может за собой ухаживать, устанавливается список дежурств и помогает вся община. 51. Среди амишей есть весьма не бедные, даже по американским стандартам, люди. Объясняется это их очень низкими расходами: они не покупают машины, не платят за бензин, у них нет ипотек на дома. Кроме того, амиши не покупают страховки. 52. СВАДЬБА У амишей нет разводов, но юношам позволяется достаточно свободно общаться с девушками на выданье. Свободно – это значит разговаривать, шутить, прогуляться вместе в воскресный день. Однако появление женщин-амишей на улицах с наступлением темноты без особых причин считается распутством. 53. Амиши играют свадьбы обычно по вторникам и четвергам в ноябре и начале декабря, после уборки урожая. Брачная церемония может занимать несколько часов, за которой следует собрание общины, включающее в себя банкет, песнопения и сказы.
Бандлинг. Это традиция по которой молодая пара должна определенное время спать в одной кровати, но не прикасаться друг к другу. По виду — кровать для молодых — обычная двуспальная, но с доской разделяющей два спальных места. Сейчас это уже редкость, но всё таки можно встретить бандлинг в такой форме, когда молодая невеста в течении месяца спит в мешке, в которую помещает её мать. И с утра мать проверяет, чтобы мешок был на месте и муж не прикасался к молодой жене.
54. В день рождения девочки в семье амишей в её комнате ставится сундук, в который начинают собирать её приданное Новобрачные проводят брачную ночь в доме родителей невесты. 55. Сельдерей — символическая еда на амишских свадьбах. Сельдерей также ставят в вазы и используют для украшения дома вместо цветов. ЦЕРКВИ У амишей нет церквей. Даже мало мальских. Они вообще отменили церковь, буквально следуя Библии, ибо сказано в Писании: «Не в рукотворных храмах живет Всевышний». Для чтения Библии амиши по очереди собираются еженедельно в собственных домах. 56. Даже в повседневной жизни они до сих пор умудряются буквально следовать Библии, проповедуя в быту три заповеди: скромность, простоту и покорность. XXI ВЕК В последнее время стали появляться «новые амиши» Они делают послабления в некоторых правилах. На своих фермах они могут использовать современные технологии: тракторы и комбайны, дизельные двигатели. Могут иметь телефон в специальной будке на улице и, о ужас, позволять себя фотографировать. Однако на святое они не посягают и продолжают передвигаться на коляске с лошадью, отказываются от электричества в самом доме и носят традиционную одежду. 57. Известны случаи насильственных конфликтов на религиозной почве между членами амишских общин. Так, в октябре 2011 года четверо мужчин ворвались в дом пожилого амиша в штате Огайо и насильно остригли ему бороду, за что были арестованы полицией. Потом в той же местной общине амишей, руководимой епископом Сэмуэлем Маллетом (Samuel Mullet Sr.), произошло ещё несколько случаев насильственного отрезания бород у мужчин и волос у женщин. Суд присяжных признал 16 амишей, отрезавших бороды и волосы другим членам их общины, виновными в преступлении на почве ненависти: нанесении телесных повреждений с использованием оружия по причине религиозной принадлежности, что в США считается тяжким преступлением против свободы вероисповедания. Самуэль Маллет, не принимавший непосредственного участия в нападениях, но бывший их организатором и руководителем, был приговорён к 15 годам тюремного заключения. Пятнадцать других амишей получили меньшие сроки: от одного года и одного дня до семи лет. Время от времени встречаются случаи дискриминации или вражды по отношению к амишам со стороны их соседей. В наши дни антиамишские настроения в обществе приводят к забрасыванию конных повозок амишей камнями во время их движения по дорогам, чаще всего ночью. 58. В 1988 году вышел на телеэкраны фильм «Побивание камнями в округе Фулем» (англ. A Stoning In Fulham County), основанный на реальных событиях, включая случай гибели шестимесячной девочки из семьи амишей от попадания камня в голову. В 1997 году Мэри Кюпфер, молодая амишка из канадского Милвертона, получила удар в лицо стеклянной бутылкой из-под пива, которую, предположительно, бросили в неё из проехавшего мимо автомобиля. Она получила такие осколочные травмы, что на восстановительные хирургические операции потребовалось несколько тысяч долларов, которые были собраны в виде пожертвований. 59. В 1985-м году на экраны страны вышел фильм под названием «Свидетель» с Харрисоном Фордом в главной роли. Сам я его не смотрел, но судя по отзывам, режисёр показал общину амишей с огромным уважением и симпатией. Вот такая существует жизнь. Жизнь вне времени. ps: 60. Всем тем, кто вначале возмущался эксплуатацией мной любимой Трдельки: поверьте, она в долгу не осталась Таким получилось еще одно путешествие по Америке. А на LookAtAmerica.com можно увидеть их все. Текст составлен по материалам с сайтов: раз два три
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.