20. В своём описании Иосиф Флавий ссылается на рассказ двух женщин, которые с пятью детьми укрылись в пещере и поведали римлянам о том, как мужчины убили своих жён и детей, а затем по жребию и друг друга.
«…затем избрали по жребию десять человек, которым предстояло заколоть остальных. И каждый распластался на земле возле своих мёртвых жены и детей, обхватив руками их тела, и с охотой подставил своё горло десятерым, исполнявшим ужасную обязанность. Эти люди без содрогания пронзили мечами всех, одного за другим. Затем они бросили жребий между собой, чтобы тот, на кого укажет судьба, убил девятерых товарищей, а затем наложил руки и на себя…Так погибли они все с уверенностью, что не оставили после себя ни единой души, над которой могли бы надругаться римляне. Назавтра поднялись римляне на Масаду, и когда нашли груды убитых, не возрадовались при виде погибших врагов, а только застыли в молчании, поражённые величием их духа и несокрушимым презрением к смерти» (VII, 9,1)
Евреям никогда не жилось просто и спокойно, ни в изгнании, ни в своей стране. Их история полна кровавыми войнами, и практически все из них были попытками отвоевать свою землю и освободиться от захватчиков. Иногда у них это получалось; иногда нет. Нечастые примеры тех побед сегодня мы отмечаем, как праздники. Те войны, которые были проиграны, не забыты; об одних из них скорбят, другие стали символами мужества и патриотизма. Самый яркий пример такого мужества — это история крепости Масада.
Увидеть Израиль можно и через социальные сети
«Мужайтесь, герои, покройте себя славой! Уже давно постановили мы не подчиняться ни римлянам, ни другим властителям, кроме одного только Бога, ибо только Он истинный и справедливый царь над людьми. И вот настало время исполнить наш обет. Не посрамим же себя в этот час, ведь и прежде душа наша гнушалась рабской долей, хотя тогда рабство ещё не угрожало нам такими чудовищными опасностями. Не предадим же себя и теперь добровольно ни рабству, ни тем ужасным мучениям, которые ожидают нас. Не опозорим себя перед римлянами, не сдадимся им живыми! Мы первые восстали против них и последними покидаем поле боя. Великую милость оказал нам Господь, даровав возможность умереть смертью героев, погибнуть свободными людьми, чего не дано было совершить нашим братьям, пленённым внезапно. Нам же открыто, что ожидает нас завтра, и предоставлено право избрать славную смерть героев — вместе с теми, кто нам дорог. Пусть наши жёны умрут не опозоренными и наши сироты не изведают горечи рабства. А затем сослужим друг другу последнюю службу, окажем последнюю милость, и что может быть, братья, лучше и дороже почётного савана свободы? Но прежде, чем умрём, предадим огню наше имущество и крепость. Я точно знаю: римляне огорчатся, увидев, что не взяли нас живьём и обманулись в своих надеждах поживиться добычей. Только съестные припасы оставим не тронутыми, чтобы они свидетельствовали после нашей смерти, что мы не страдали ни от голода, ни от недостатка воды, но сами предпочли смерть рабству — как и постановили заранее….» (Иосиф Флавий, Иудейская Война, VII, 320—336))
Последний из 960 осаждённых поджёг крепость и покончил с собой. Таким образом последний очаг еврейского сопротивления был ликвидирован. 21. Но на этом история Масады не заканчивается, хотя она уже никогда не была столь трагичной и столь великой. После захвата крепости на территории Масады разместился римский легион, стоявший там до 111 года. Когда римляне покинули Масаду, она в течение трех веков пустовала. Только в V в., с началом Византийского периода, в Масаде снова появились люди — на сей раз христианские монахи, основавшие на утесе Монастырь отшельников. Монастырь просуществовал в Масаде около двух веков; в VII веке арабские завоеватели положили конец присутствию Византии в Эрец-Исраэль. 22. Масада окончательно обезлюдела и погрузилась в полное забвение более, чем на тысячу лет — до XIX века…. 23. 24. Возрождение Масады как культурно-исторического памятника началось в XIX веке и происходило поэтапно. 25. Впервые гора, которую арабы называли А-Саба, была идентифицирована как Масада в 1838 году американцами Э.Робинсоном и Э.Смитом. 26. В 1842 году Масаду посетили американский миссионер Уолкотт и английский художник Типпинг. В 1851 году Ф. де Сольси составил первый план крепости. В 1867 году Ч.Уоррен взошел на вершину горы с востока (по видимому, по Змеиной тропе). В 1875 году К.Р. Кондер составил карту Масады и ее окрестностей. В 1905 году Г. Д. Сандель обнаружил систему водоснабжения крепости. В 1909 году А.В.Домашевски и Р.Э.Брюннов провели детальное исследование остатков римских лагерей возле крепости. В 1932 году раскопки Масады производил А.Шультен (главным образом с целью исследования системы римской осады). 27. Постепенно в научном мире возрастал интерес к удивительной крепости. Серьезные исследования Масады начались после создания государства Израиль. 28. В 1953 г. израильские археологи Ш.Гутман и А.Аллон исследовали систему водоснабжения крепости и произвели раскопки одного из римских лагерей. Раскопки 1955 г. (М.Ави-Иона и Н.Авигад) и 1956 г. (И.Ахарони и Ш.Гутман) позволили установить очертания крепостных сооружений и составить план цитадели. 29. В 1963-65 годах Еврейский университет в Иерусалиме организует большую археологическую экспедицию на Масаду, возглавляемую Игалем Ядином. В раскопках приняли участие сотни добровольцев со всего мира. В ходе работ была расчищена почти вся застроенная часть скалы и произведена частичная реставрация древних построек. 30. Раскопки обнаружили между прочим остатки поселения эпохи неолита (4 тысячелетие до н. э.), а также водосборники доиродианского периода; многочисленные монеты Александра Янная позволяют заключить, что водосборники принадлежат к периоду Хасмонеев. 31. Археологи нашли тысячи прекрасно сохранившихся артефактов и письменных источников, которые позволили воссоздать впечатляющую картину материальной и духовной культуры Иудеи периода конца Второго Храма. 32. В 1966 году Национальный археологический парк Масада открыл свои ворота двери для первых посетителей. Изначально на вершину горы можно было попасть только пешком — по римской насыпи с запада (15-30 минут пути, в зависимости от ваших спортивных качеств) или по Змеиной тропе, вьющейся по восточному склону утеса (примерно 45 минут пути). А в 1971 году в Масаде начал действовать фуникулёр, поднимающий вас в крепость за каких-то три минуты. В 2001 году национальный парк Масада был включен ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. 33. Вершину скалы венчает почти плоское трапециевидное плато, размеры которого примерно 650 на 250-300 метров. Плато окружают мощные крепостные стены общей протяжённостью 1400 метров и толщиной около 4 метров, в которых устроены 37 башен. 34. Между Масадой и Мёртвым морем пролегает белёсая равнина, образованная осадочными мергельными породами древнего моря Лашон и изрезанная руслами многочисленных потоков, стекающих с окрестных гор. 35. Как это было принято в те далёкие времена, стены многих помещений украшались прекрасными настенными росписями в технике фрески (краски наносились на ещё влажную штукатурку особого состава и, впитываясь в неё, создавали в процессе высыхания тончайшую защитную плёнку). Поскольку евреи намеренно воздерживались от изображения людей и животных (бо нельзя), роспись состояла в основном из геометрических элементов; в меньшей степени использовались растительные мотивы. И бани — неотъемлемая часть римской культуры, которую любил Ирод. 36. Центральную и восточную часть северного комплекса занимают ряды продолговатых помещений, разделённые коридорами. Это 29 складов, в которых во времена Ирода хранились пищевые запасы и оружие. Здесь имелось всё необходимое для поддержания великолепной жизни царского дворца. 37. В «Первой Иудейской войне» Иосифа Флавия написано:
«…поскольку там были сложены такие огромные запасы зерна, что их могло хватить на долгие годы, равно как большое количество вина и масла, не говоря уже о всевозможных бобовых и финиках.» Необыкновенно сухой климат здешних мест предохранял пищевые запасы от порчи: в период восстания защитники Масады нашли все запасы в прекрасном состоянии, «несмотря на то, что минуло почти сто лет с того момента, как их поместили сюда».
38. Содержимое складов подтверждает рассказы об изысканном вкусе Ирода: многие сосуды несут на себе выполненные чернилами надписи (что само по себе является редкостью). Надписи на амфорах с вином сообщают, что партия была отправлена из Южной Италии в 19 году до н.э. «царю Ироду поставщиком Лукиусом Ланиусом». Флавий рассказывает, что у Ирода был придворный виночерпий, заведовавший исключительно поставками наилучших в мире вин. К царскому столу в Масаде подавался рыбный соус (гарум), производившийся на юге Испании. Рыбные кости, содержавшиеся в этом соусе, были обнаружены на внутренних стенках сосуда. В качестве десерта подавались особо приготовленные яблоки или яблочный напиток, так же привозимый из Италии. 39. Северный дворец — архитектурная жемчужина Масады и одно из прекраснейших и совершенных сооружений, созданных Иродом. Дворец, в архитектуре которого прослеживаются эллинистические и римские влияния, расположен на трёх естественным выступах узкой оконечности неприступной скалы. 40. Верхний ярус возвышается над нижним на 35 метров (высота 10-этажного дома!). Исключительное местоположение дворца потребовало сооружения внушительных подпорных стен, а в наши времена ещё и сооружения дорожки, соединяющей все ярусы дворца 41. Верхний ярус служил личными покоями любившего уединение царя. Здесь он проживал вместе с самыми близкими членами семьи. В залах двух нижних ярусов проходили приёмы наиболее уважаемых гостей. С террасы верхнего яруса открывается великолепный вид на Мёртвое море и долину. Сидя здесь, обитатели дворца наслаждались прохладными дуновениями долетавшего с моря бриза 42. К нижним ярусам некогда вели ступени, высеченные в скале с западной стороны дворца. Значительные участки этой древней лестницы обрушились во время нередких в эти местах землетрясений. Однако последние ступени лестницы, ведущие на нижний ярус, являются подлинными. 43. На нижнем ярусе находился зал, окруженный галереями, предназначенными для приёмов и торжественных пиршеств. К южной части скалы примыкают коринфские колонны, капители которых изначально были раскрашены. Внешние стены центрального зала были покрыты искусственным мрамором, а внутренние были расписаны фресками, имитировавшими цветной мрамор с геометрическим орнаментом. 44. Роскошные иродианские дворцы и относительно небольшое число жилых помещений не соответствовали потребностям живших здесь в период восстания зелотов, которые превратили дворцы в общественные помещения и командные посты и использовали их декоративные части в качестве строительных материалов для своих жилищ. Северный дворец служил, по всей видимости, административным центром и укрепленной позицией повстанцев. В небольшой бане, расположенной возле дворца, обнаружены находки, по-видимому, свидетельствующие о последней ночи Масады: останки трех человеческих тел (очевидно, повстанцев), детали одежды и обуви, многочисленные стрелы, металлические пластины защитных доспехов и прекрасно сохранившаяся женская коса. 45. Здесь были обнаружены многочисленные остраконы (глиняные черепки с нанесёнными на них письменами), на одном из которых значится имя Бен Яира, предводителя зелотов. Археолог Игаль Ядин считал, что по крайней мере часть найденных в Масаде остраконов несомненно связана с последними часами повстанцев. Из 700 остраконов с надписями на иврите и арамейском языке 11 выполнены одной и той же рукой и содержат лишь одно имя каждый. По мнению Ядина, они были изготовлены для жеребьёвки: ведь согласно Флавию, последние десять оставшихся в живых человек тянули жребий — кому из них предстоит убить девятерых товарищей, а затем поджечь крепость и покончить с собой. 46. Впоследствии залы и дворы Западного дворца, как и двух малых дворцов, были разгорожены на комнаты, служившие жилищами для семей повстанцев. Большинство зелотов жило в казематах крепостной стены и землянках, примыкающих к стене и внутренним сооружениям. В комнатах, не пострадавших от пожара, были обнаружены остатки утвари зелотов: одежда, кожи, корзины, изделия из бронзы, камня, стекла и т. п. Кучи пепла с остатками личных вещей показывают, что осажденные перед смертью уничтожили свое имущество. Было обнаружено множество монет, алебастровые и золотые сосуды, несколько фрагментов рукописей. 47. На территории крепости, недалеко от Западного дворца находятся развалины византийского монастыря. С конца XIX столетия исследователем М.-Ж. Лагранжем (Marie-Joseph Lagrange, 1855-1938) предложено идентифицировать развалины, как лавру Марда (Лаура). Той же точки зрения придерживались известные исследователи Delau, Abel, Festugière, Chitty, Hirschfeld. 48. На указанной территории находилась церковь, построенная Евфимием Великим и существовавшая еще во времена Кирилла Скифопольского (около 550 г.) и являвшаяся центром Монастыря византийских отшельников. Сохранились элементы пола с мозаичным орнаментом. 49. Во второй половине VI века на месте указанной церкви располагалась уже другая церковь, развалины которой были обнаружены в крепости при археологических раскопках. Видимо именно к этому времени, монашеское поселение в Масаде стало лаврой. 50. Существование лавры на рубеже VI и VII веков (около 580-600 гг.) описано блаженным Иоанном Мосхом:
«Недалеко от Мёртвого моря есть весьма высокая гора, называемая Марес (в лат. переводе Мардес), на которой живут отшельники. У них был огород в шести миллиариях у подошвы горы, на берегу Мёртвого моря, и они держали там наемного огородника. Всякий раз, когда отшельники хотели послать к огороднику за овощами (лат. пер.: за маслинами), они взнуздывали осла и говорили ему: «Ступай вниз к огороднику и возвращайся с овощами». Осел же один отправлялся к огороду, вставал у ворот и лягал в них. Огородник же тотчас, навьючив осла овощами, отпускал его прочь с поклажей. Изо дня в день можно было видеть осла, шедшего вниз и вверх по склону и служившего лишь старцам, не повинуясь никому другому» «Луг Духовный», новелла 158.
51. Одной из наиболее поразительных находок, сделанных в Масаде, считается синагога. Раньше считалось, что в период существования Иерусалимского Храма у евреев не было нужды в синагогах. Масаду реконструировали ещё во время существования Второго Храма, но синагога в ней, тем не менее, была создана. Принимая во внимание тот факт, что синагоги были найдены также в развалинах крепости Гамла и в Иродионе, ученые пришли к выводу, что у древних евреев существование синагог не зависело от существования Храма, просто функции они имели тогда иные (не столько молельный дом, сколько дом для собраний и чтения святых книг). Зелоты устроили в Масаде несколько микве (в северной и южной частях крепости), полностью отвечающих требованиям Галахи. 52. Южный водосборник Масады — огромнейшее водохранилище. Вниз ведут 64 ступени. Водосборник был вырублен во времена Ирода. Вода в него поступала по каналу, проходившему через окно в южной части. Рядом с водосборником Ирод выстроил огромный, вместимостью 550 кубометров, крытый плавательный бассейн. Стены, потолок и ступени, ведущие в воду, были оштукатурены. Создание в безводной пустыне такого гигантского, по тем временам, бассейна свидетельствует о чрезвычайной приверженности царя римской культуре, которая уделяла первостепенное внимание физическим упражнениям, в том числе и плаванию. В византийские же времена в них проживали монахи, которые уединялись в пещере на протяжении шести дней в неделю, а по воскресеньям собирались в церкви для общей молитвы и трапезы. 53. В Масаде были найдены остатки 14 свитков, содержащих апокрифические и сектантские тексты, причем один из них — фрагмент Песен субботней службы — идентичен свитку, найденному в Кумране. При раскопках Масады в маленькой пещере в южной части скалы были обнаружены 25 скелетов мужчин, женщин и детей; в 1969 г. останки были захоронены с воинскими почестями. 54. Сегодня Масада — это самый популярный среди туристов исторический израильский объект, не связанный с христианством или исламом, а лишь только с историей иудеев и Иудеи. Эта крепость — символ героизма, мужества и борьбы за независимость, и её своеобразные характер и дух ощущаются по сей день. Здесь, на вершине утеса, среди тишины и пустоты Иудейской пустыни, новобранцы бронетанковых войск принимают воинскую присягу и дают клятву: «Масада больше не падет!» (строка из поэмы И. Ламдана «Масада»). 55. Карта
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.