Из диалога на интернет форуме:
— Кто такие макавеи?
— чуваки такие, исторические кажись
Однако одни из этих «исторических чуваков» стали первыми мучениками за веру, а воины, отомстившие за смерть первых, смогли завершить владычество греков-селевкидов в Иудее, освободили Иерусалимский храм и правили независимой Иудеей почти 120 лет. За эти благодеяния они также стали называться маккавеями.
На протяжении многих десятков, и даже сотен лет, археологи искали место их захоронения. Известно лишь, что находится оно там же, откуда началась вся их династия — в древнем Модиине. Но где же находился этот город?
Увидеть Израиль можно и через социальные сети
Сегодня, среди холмов, в районе которых случились описанные ниже события находится «красавец Модиин» — молодой тихий городок. Однако за 160 лет до н.э. здесь происходили поистине события драматические.
2.
3.
В то время здесь правил Антиох IV Епифан, греко-сирийский царь Селевкидской державы. Одним из «пунктиков» царя было заставить евреев отказаться от своей веры и навязать им греческую религию, культуру, язык. В частности он превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса Олимпийского. Апогеем гонений на иудаизм стали языческие жертвоприношения в главной еврейской святыне — Иерусалимском храме. Как видите проводил он свою политику в очень жестокой форме, за что в итоге и поплатился.
4, 5.
А начался его конец (кхе-кхе) с того, что привели к нему как-то старца Елеазара. Стал царь соблазнять его всякими нямочками аппетитными, главное из которых была свинина. Почтенный господин конечно же отказался — где это видано чтобы еврей свинину кушал. Тогда царь предложил не есть, но сделать вид, что мол ест. Делов то? Однако Елеазар был принципиален: «В мои лета недостойно лицемерить; если молодые узнают, что девяностолетний Елеазар уклонился в язычество, то и они могут соблазниться и отойти от веры»
В общем Антиох обиделся и жестоко убил мудреца.
6.
Затем привели к тирану Соломонию и семерых её сыновей, рассчитывая что уж здоровые мужики то точно от свежайших свиных стейков не откажутся. Но делегированный семьёй старший сын ответил «Мы готовы лучше умереть, чем преступить закон наших отцов». Царь обиделся и начал играть роль очень плохого полицейского — братьям вырезали языки, отсекали пальцы на руках и на ногах, сдирали кожу с головы, и живыми жгли на раскалённых сковородах. Так были замучены шесть старших Маккавеев.
С седьмым братом, самым младшим, Антиох решил поиграть в хорошего полицейского и обещал ему горы золота, высокую должность и жизнь малину в меду. Но тот ни на что не соглашался. Тогда стали заставлять его мать, чтобы она спасла для себя последнего сына — уговорила его покушать. Но та лишь сказала: «Сын мой! Не бойся этого мучителя и встреть смерть так же, как твои братья, чтобы я могла всех вас вместе встретить в будущей вечной жизни»
7.
В общем понял Антиох что и с этой семьей ничего не выйдет и казнил и седьмого сына и его мать. Так они стали семейством мучеников Маккавеев.
Однако история только начинается.
8.
Прослышав про попытку насильно накормить евреев свининой на защиту истинной веры и своего Отечества восстал священник Маттафия с пятью своими сыновьями. Хорошо проведенная рекламная компания и вот уже вокруг священника собралась целая армия. Особенной храбростью из сыновей Маттафии отличался Иуда. Говорят, что он был настолько сильным, что одни ударом мог разрубить напополам бегущую лошадь. Его так и называли «бьющий как молот», что в переводе на иврит звучит примерно как «Маккаб(в)и». Иуда то и стал во главе всей армии, а заодно и получил прозвище Иуда Маккавей.
Множество боев было выиграно Иудой, пока однажды многочисленное сирийское войско в 22 тысячи человек не окружило его отряд в 800 человек. Иуда погиб геройской смертью. Он не согласился бежать от врагов и тем помрачить свою славу.
Его брат Симон завершил дело родственника — окончательно разбил сирийские войска, очистив от них город
Иерусалим с храмом, и освободил свой народ от владычества греческих царей, царствовавших в Сирии. В благодарность за это иудеи постановили, что на будущее время, до самого пришествия Спасителя, старший из рода Симонова должен быть у них первосвященником и правителем народа.
И вот только теперь начинается наша приключенческая экспедиция по поиску древнего Модиина и могил маккавеев.
9.
Начнем пожалуй с описаний, известных нам.
Первая книга Маккавеев рассказывает о впечаляющем мавзолее Макквеев в Модиине:
И воздвиг Симон здание над гробом отца своего и братьев своих и вывел его высоко, для благовидности, из тесаного камня с передней и задней стороны, и поставил на нем семь пирамид, одну против другой, отцу и матери и четырем братьям; сделал на них искусные украшения, поставив вокруг высокие столбы, а на столбах полное вооружение — на вечную память, и подле оружий — изваянные корабли, так что они были видимы всеми, плавающими по морю. Этот надгробный памятник, который сделал он в Модине, стоит до сего дня.
Иосиф Флавий «не отстает»:
Потом Симон послал в город Баску за останками своего брата и похоронил их на родине, в Модии, причем глубокая печаль охватила весь народ. При этом случае Симон воздвиг отцу своему и братьям своим огромный памятник из белого отесанного камня. Вышина этого памятника была очень велика, так что он был виден на далекое расстояние; окружен был этот мавзолей портиками и обелисками удивительно искусной работы. Кроме того, он соорудил еще семь пирамид в честь своих родителей и каждого из братьев. Размерами и красотой эти сооружения вызывают вообще удивление. Они сохранились по сей день. (Иудейские древности 13:6)
Талмуд вавилонский говорит, что Талмуд вавилонский – расстояние от Модиина до
Иерусалима составляло 15 миль. (Псахим, 93б)
Наконец, Евсевий «добивает» читателя, что
Модеим — деревня недалеко от Диосполя (Лода), откуда Маккавеи, могилы которых там показывают до сих пор.
Наконец на известной мозаичной карте VI века, обнаруженной в городе Медва, на восточном берегу Иордана, Модиин также отмечен к востоку от Лода со следующим указанием:
«Модиим, ныне Модита, оттуда произошли Маккавеи».
10.
Суммируя всё написанное получается, что могилы маккавеев, а значит и древний Модиин находятся там где:
— есть следы монументального строения
— на вершине, чтобы было видно побережье и море
— примерно в 20 км от
Иерусалима
— к востоку от Лода
Первым возможным местом может быть Ум эль-Умдан.
11.
Французкий археолог Шарль Клермон Гано приходит сюда в1871г. и находит огромные колонны и мозаичный пол и определяет это как церковь и называет место «Ум эль Умдан»
В 2000 году здесь проводятся предварительные раскопки. В строящемся районе Бухман, на месте, где по плану городской застройки должна построится школа археологи Александр Рон и Шулумит Бексер раскапывают еврейскую деревню периода 2 века до н.э. Найдены жилые и сельско-хозяйственные постройки и в центре – синагога. Это кстати одна из 9 древних синагог времен второго храма, найденных до сих пор в Израиле.
12.
Рядом с синагогой – миква. Найдены следы фресок и деревянных украшений и все это говорит, что перед нами синагога периода 2-ого Храма.
13.
Надо сказать, что на данный момент только 10% территории поселка раскопаны. Но даже то, что найдено – дало возможность археологам еще в 2000 году сказать: нашли древний Модиин, ведь есть и деревня периода восстания Маккавеев и в центре синагога.
И это предположение, что Ум эль-Умдан и есть древний Модиин было довольно логично, но до тех пор, пока не начались раскопки на соседних холмах.
Потому как выяснилось – все холмы в окрестностях современного Модиина полны археологии периода маккавеев, периода второго Храма. И почти на каждом холме найдена еврейская деревня, похожая на эту деревню. Получается слишком много «древних Модиинов»
Едем дальше…
14.
Съезжаем с 431 трассы и поднимаемся на Гиват ха-Шарон.
Согласно городской легенде, стоя на этом холме, бывший премьер-министр Израиля Ариель Шарон сказал — здесь будет построен город!
15.
Сегодня город есть и в процессе строительства обнаруживаются новые археологические объекты. Один из них нашли и здесь. Отсюда видно море, недалеко от
Иерусалима и на восток от Лода — все признаки древнего Модиина.
16.
Археолог Эли Адад начинает раскапывать и находит мозаику непонятного здания, а чуть дальше капелла с абсисом на восток — значит тут был монастырь или церковь. Адад продолжает копать и находит пещеру и большие обработанные камни вокруг пещеры.
17.
Он находит еще много чего, но среди всего найденного нет свидетельств о периоде 2 Храма, только Византия. 5-6 век, не ранее.
Опять осечка.
Еще одним возможным местом расположения древнего Модиина является городской парк Гиват Титура, въезд в который находится на улице Клиль Ахореш (перекресток с Мигдаль Давид)
Холм остался свободным от городской застройки и строительства нового района благодаря огромному количеству просьб жителей Модиина, которые просили его оставить для прогулок.
Но еще здесь огромное количество древних находок. Множество культурных археологических слоев чуть ли со дня основания мира и до относительно современной турецкой деревни эль-Бурдж (Башня).
18.
Одних только известных, проверенных ям (цистерн) для сбора воды насчитывается 62. А сколько еще неизвестных? Так что ходить тут надо очень осторожно.
19.
Бывшая здесь оттоманская деревня Эль Бурж получила свое название от крепостной башни крестоносцев. Оригинальное название которой нам не известно. Ясно что эта башня охраняла дорогу на
Иерусалим в период крестовых походов.
20.
21.
22.
Под башней есть катакомбы – тайная пещера восстания Бар Кохбы. В 1996 году в неё залезли местные мальчишки и обнаружили захоронения бронзового периода и внутри сосуды с костями.
Под башней крестоносцев археологи нашли огромные обтесанные камни более древнего периода, часть их обработки очень характерна для периода 2 Храма.
23.
Отсюда видим море, есть следы периода 2 Храма, не далеко от Лода и 20 км от
Иерусалима. Есть монументальное строение.
24.
Шимон Гибсон, который в 1990 годах копал здесь очень осторожно предположил: может гиват Титура и есть древний Модиин?
Может. Однако наверняка нет, потому что недалеко от этого места, в лесу Шилат….
25.
Во второй половине 19 века францисканский монах Эмануэль Формей приходит в деревню Эль Мидия (сейчас она за разделительным забором) и на основе схожести названия считает что нашел древний Модиин.
26.
«Как все просто!», — подумал, прочитавший в газете заметку монаха Карл Сандрецкий. Он отправляется в в эту деревню и просит местных жителей показать ему еврейские могилы. Арабы, увидевшие в наивном европейце потенциал немного обогатиться вспоминают, что совсем рядом есть место, называемое ими же самими «Кубур Эль Яхуд» — могилы евреев. За определенную сумму они отводят Сандрецкого туда, где он видит 24 захоронения. Правда никаких признаков монументального сооружения тут нет. Карл объясняет это сам себе банальным «расхищением». Да и сами могилы с трудом «тянут» на искомое. Все это не мешает ему объявить это место «могилами маккавеев».
27.
Эта версия, несмотря на то, что «высосана из пальца», получает практически официальный статус! В какой-то момент даже ученики тель-авивской гимназии начинают здесь проводить свои церемонии, а в наши дни тут находится табличка (заглавное фото), обозначающая искомые могилы маккавеев.
28.
На минутку перенесемся в наши дни.
В 1996 году, во время расширения 443 дороги, совсем не далеко отсюда, вдруг обнаружили впечатляющее пещерное захоронение! Его часть частично высечена в скале, частично достроена огромными обработанными камнями. Здесь есть 2 уровня отверстий, а внутри найдены оссуарии (глускемот). На одной из глюскемот буквы : Х, Ш, М, Н. Но сами оссуарии характерны для 1 века до н.э и 1 века н.э. Значит это не могилы макквеев.
29.
30.
31.
Вернемся в 1870 год. После статьи монаха, которую прочел Карл, прочел её еще и Виктор Гере. И он тоже прибывает в Эль-Мидию и наученный опытом говорит местным жителям: Я не Кард, арабским владею, так что давайте, рассказывайте что к чему!
И ему отвечают следующее: Настоящая эль-Мидия находится с другой стороны ущелья и там есть могила шейха Хирбауи. Около могилы шейха есть здание. Называется оно Эль Кала – что значит крепость.
Виктор отправляется туда и видит впечатляющее здание. Он нанимает работников, начинает раскапывать и доходит до могил высеченных в скале. Он уверен что нашел могилы маккавеев и просит у французского консула денег на продолжение раскопок и покупку всего места. Но ему не удается убедить консула и на этом его исследования тут заканчиваются.
Следующий кто приходит сюда уже с деньгами — Клермон Гано. Он раскапывает до нижней части, до пола могил и видит мозаику с изображением креста. И делает вывод: это византийский период, не еврейский.
32.
Но надо приять во внимание огромное уважение христианской традиции к истории маккавеев. Рассказ, записанный в маккавейских книгах о Соломонии и ее 7 сыновьях, считается первым источником великомученичества за святую веру. И макквеев христианство считает первыми святыми, которые погибли за святость б-га и не много, ни мало являются предшественниками Иисуса. Говоря более простым языком – если бы не было восстания макквеев, не было бы Иисуса, так как элинизм бы победил и все бы были бы язычниками и поклонялись идолам.
Раннее христианство уделяло большое внимание могилам маккавеев, а крестоносцы видели себя именно как продолжателями дела маккавеев. Вполне возможно, что найдя оригинальное здание могилы маккавеев, они просто перестроили его и добавили христианские символы.
С времен раскопок Клермона Рано это место было разворовано и камни утащены на строительство домов в
Яффо, Лоде,
Рамле и в соседних деревнях. Верхняя часть здания была полностью уничтожена, а часть камней упали вниз.
33.
В 1985 археологи Цви Илан и Зоар Барам на основе карт и рисунков Клермона Гано определяют месторасположение здания. Но после короткого периода место опять забыто и заброшенно.
В 2006 г. развалины расчищают добровольцы из министерства древностей и определяют, что здание намного больше чем думали. Находятся деньги и осуществляются раскопки – чтобы окончательно ответить на вопрос — да или нет.
34.
С самого начала исследовний, еще с 19 века это место претендует на настоящий Модиин. Во-первых по схожести названий. Во-вторых по названию ущелья — Вади Эль Малих – ущелье царей. Здесь также есть остатки монументального строения и если бы не высокие деревья посаженного леса, то отсюда видно море.
35.
Несколько месяцев назад начинается новый сезон раскопок. И хотя сегодня уже нет того что видели исследователи 19 века, но нет сомнения что было еще как минимум второй этаж.
Обработка камней типична для периода 2-ого Храма. По сторонам видны углубления могил высеченные в скале. Перед гробницей высеченный в скале двор.
В византийский период достроены ступени ведущие во двор и к могилам, а также добавлен мозаичный пол. В мусульманский период однако мозаика, а также все надписи и рисунки на могилах были уничтожены.
К счастью, в одной могильной нише росла смоковница, которая считалась святой для ислама, так как росла рядом с могилой шейха. И благодаря смоковнице сохранился тот самый найденный мозаичный крест. При этом нигде в христианском мире нет изображения креста на нижней части гробницы. Может это указывает на особую важность могилы?
Как уже ясно, находившееся здесь здание уникально. Не церковь и не монастырь. Нет капеллы. Есть монументальное сооружение с выемками-гробницами и по всей вероятности именно его ранее христианство почитало за могилы Маккавеев.
36.
Именно то христианство, благодаря которому сохранились до нас книги Маккавеев в переводе на греческий, и даже имена Матитьяху Хашмонаи (МаттафияХасмоней) и его 5 сыновей – Иоханан, Шимон, Иехуда, Элиазер и Ионатан (Иоанн, Симон, Иуда, Елеазар и Ионафан) известны нам именно из книг, вошедших в канон христианского священного писания.
Интересно, что во время войны за Независимости тут был бой и в гробнице возле смоковницы находилась израильская траншея. Израильские солдаты даже и не знали какая ценность у них под ногами. А недалеко отсюда находится Мемориал погибшим в боях в окрестностях будущего Модиина в 1948-м
37.
Пару слов о самом заметном и сохранившемся сегодня строении на этом месте — мавзолее шейха по имени не то Гарбауи, не то Гарбауи Абу Субха, а может Гбире или Курбе. Возможно, имя следует интерпретировать как «шейх с запада», а может как «владелец кареты». У Клермона Гано была идея, что «шейх» и вовсе женщина. В общем понятно, что ничего не понятно…
38.
39.
В наше время кто-то назначил мавзолей могилой Матитьягу и поставил надгробный камень с соответствующей надписью.
40.
В общем до сего дня нет однозначного ответа где находился древний Модиин и могилы маккавев. Поиски продолжаются.
41.
Прочитанное вами составлено мной на основании рассказов
janataha и
bukvoed. А также информации
отсюда,
отсюда и
отсюда.
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.
Понравилось это:
Нравится Загрузка...