О годах, проведённых Иисусом Христом в Назарете, мало что известно. Ведущие исследователи описывают это время как «годы молчания» и Церковь Синагога место, в котором это молчание было нарушено. 2. Во времена существования Второго Иерусалимского Храма, синагоги не являлись местом молитвы и служения, но вместе с тем, были важными общинными центрами и местами толкования. Считается, что именно здесь в один из субботних дней Иисус произнес свою знаменитую проповедь, в которой объявил себя Мессией жителям этого еврейского поселения.
И пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу и встал читать. Ему подали книгу пророка Исайи, и Он, раскрыв книгу нашёл место, где было написано: «Дух Господень на Мне: ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу. Проповедовать лето Господне благоприятное». И закрыв книгу и отдав служителю, сел, и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! Исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоём отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своём отечестве. (От Луки, 4:16/24)
Пытливый и внимательный взгляд увидит на этой фотографии некое противоречие: в помещении, над входом в которое висит название «Синагога», установлена рождественская ёлка, а веселый Санта Клаус встречает всех сюда пришедших. Как такое может быть, ведь у иудеев нет праздника Рождества и как сюда пробрался Санта? Более того, считается, что именно здесь Иисус произнес свою знаменитую проповедь, в которой объявил себя Мессией.
Увидеть Израиль можно и через социальные сети
Лет с шести ходил, вероятно, как все дети, учиться в школу при Назаретской синагоге. Сидя на полу вокруг свитка Закона, дети повторяли за учителем… один и тот же стих Писания, пока не заучивали наизусть. С хором этим сливал, вероятно, и маленький Иешуа Свой детский голосок. А с двенадцати лет уже ходил по субботам в синагогу, «дом собраний», молиться со взрослыми, слушать проповедь и арамейский перевод Писаний.
И тут произошло неожиданное: жители Назарета стали требовать от Него чудес! Не удовлетворившись Его объяснением, что Бог не творит чудес «на заказ», разъяренные жители повели Его на вершину горы, чтобы столкнуть в пропасть и побить камнями. Но их самосуд не удался: «Он, пройдя посреди них, удалился» (Лука 4:30). 3. Существование в Назарете синагоги, в которой в дни отрочества Иисус вместе с другими учениками изучал азбуку, упоминает побывавший в этом городе в 570 г. путешественник из Пьяченцы. Этот паломник утверждал также, что в ней находится скамья, передвигать которую могут лишь христиане; евреям же, по его мнению, это никогда не удается… Следующее упоминание о синагоге, в которой бывал Иисус, есть в воспоминаниях монаха, известного как «Бурхард с горы Сион». Посетив Назарет в 1280 г, он утверждает, что синагога эта превращена в церковь. Существование «церкви-синагоги» в Назарете подтверждали также путешественники, побывавшие здесь и в XVI и XVII веках. Сегодня «Современная» «церковь-синагога» находится в ведении греко-католической общины Назарета. Местные жители называют ее «медресет аль масиах» («школа мессии»), и находится, согласно мнению специалистов, за пределами Назарета времен Иисуса. Она представляет собой каменное строение (9.2 х 8 м), перекрытое внутри полукруглым сводом (возможно, времен оттоманского владычества) и полом, по мнению некоторых ученых – начала нашей эры). Направление здания на восток (и именно с этой стороны расположен алтарь) красноречиво свидетельствует о принадлежности этого здания христианам. Ведь иудеи уже более двух тысячелетий строят свои молитвенные дома в направлении Иерусалима, в который из Назарета можно попасть, продвигаясь на юго-восток. Похоже, что сооружение это, построенное как церковь не ранее XII в, за время своего существования использовалось и как укрытие для верблюдов, о чем свидетельствует видевший его в 1647 г. монах Суриус, и как загон для других видов домашнего скота, и даже как ткацкая мастерская, по утверждению побывавших в Назарете позднее христианских паломников. 4. В 1730 г. здание переходит в ведение монахов-францисканцев, стараниями которых оно было отремонтировано, ибо попало к ним уже в весьма плачевном состоянии. Впоследствии францисканцы передали сооружение группе православных христиан города, незадолго до этого присоединившихся к новообразованной греко-католической церкви. Вскоре в нем появляется иконостас, благодаря чему «церковь-синагога» превращается в «полноценный» христианский храм. К концу 70-х годов XIX века греко-католическая община Назарета настолько возросла, что было принято решение построить новую, более вместительную церковь. И в 1887 г. рядом с «церковью-синагогой» открывается новый храм под тем же названием. Сегодня это – главная приходская церковь греко-католической общины города. 5, 6 Возвращаясь к главной «церкви-синагоге», интересно отметить, что сидения в этом помещении расположены вдоль боковых стен, как это было принято в древних синагогах, а над алтарем находится картина, на которой изображен Иисус в момент своей знаменитого утверждения о неприятии «пророка в своем отечестве» Справа от входа на подворье «церкви-синагоги» установлен бюст падре Пио Форджоне (1887—1968) – подарок паломников из Италии. Этот францисканский священник был известен созданием в 1956 г. госпиталя «Дом облегчения страданий», где поправили свое здоровье тысячи больных, глубокой набожностью («Миру лучше было бы без Солнца, чем без мессы», — говорил он), а также тем, что во время проводимых им богослужений на его теле появлялись пять ран-стигматов (как у Иисуса Христа). Кровавые эти следы он, правда, никому не показывал, но слухи о них привлекали на его службы многочисленных верующих, называвших его «живым распятием». Останки «Пио-чудотворца» покоятся сегодня в монастыре Сан Джовани Ротонда в городе Бари на юге Италии, а в 2002 г. католической церковью он был причислен к лику святых. 7. Находится Церковь Синагога в маленьком дворике на территории арабского рынка, что в 50 метрах от Храма Благовещения. Источники раз и два
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.